ВЛАДИМИР АМБРОСИМОВ
МУТАЦИЯ “ДЕЛЬФИН” У HOMO SAPIENS SAPIENS
антропологическая фуга
Посвящается Рахиль Казарян
Общеизвестно, что человек не может длительное время концентрировать взгляд на солнце. Подобные эксперименты приводят к фотопоражениям глаз: временному ослеплению, ультрафиолетовой офтальмии и термическим ожогам глазного дна.
“На смерть, что на Солнце, - во все глаза не глянешь”. Русская поговорка.
“Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор”. Ф. де Ларошфуко. Максимы, 26.
“Человеческой немощи бороться с талантом так же трудно, как глядеть, не мигая, на солнце или остановить ветер”. А.П.Чехов. “Сильные ощущения”.
“Истина подобна Солнцу, - взирать на нее может только орел”. А.Франс. “Дочь Лилит”.
“Только орлы могут, не мигая, смотреть на Солнце, только орлы”. Аветик Исаакян.
“Взора, что вынес бы взора Солнца,
С давних времен еще не бывало”.
Эпос о Гильгамеше. X, VI 1:31-32.
“Сократ: ...чтобы меня не постигла участь тех, кто наблюдает и исследует солнечное затмение. Многие из них губят себе глаза, если смотрят прямо на Солнце, а не на его образ в воде или еще в чем-нибудь подобном...” Платон. “Федон”, 99е.
“... <Под действием ЛСД-25> люди выходили из окон верхних этажей, пытаясь войти в заходящее Солнце, теряли зрение, часами глядя на него...”
Станислав Грофф. Области человеческого бессознательного. Нью-Йорк, 1976).
В то же время в литературе имеются намеки на то, что переход с профанного уровня сознания на сакральный сопровождается приобретением этой способности.
“Тогда Матерь Божья наверху спустила из райских ворот золотую лестницу, вышла навстречу Марии, взяла ее за руку, повернула к Солнцу и пошла по дороге Траяна к реке Иордану. Здесь Богородица погрузила ее по пояс в воду и вымыла. Сняла с Марии терновый венец и возложила на нее золотой, одарила ее любовью и красотой. Вынула она из черепа противные глаза и вложила туда глаза сокола. Сняла Пречистая с лица ее кожу коростливой лягушки и сделала ее цветком, который заигрывает с лучом Сролнца”. Румынский народный заговор. Цит. по: Веселовский А.Н. Собр.соч., т.1, стр.529. СПб, 1913.
“Предающийся аскезе достигает жара Солнца”.
Прашна-упанишада. V:5.
“Спасенный восходит в обитель Богов
дорогой солнечных лучей”.
Чхандогья-упанишада. VIII, 6:5.
Вибхишана 5000 лет смотрел на солнце, не отрывая взора, за что получил бессмертие. Рамаяна, кн.7.
“... У равнинных индейцев дух-хранитель получается в период возмужалости и достигается путем самого отчаянного самоистязания: человека подвешивают и он висит много-много часов с глазами, обращенными к Солнцу, пока, наконец, не увидит тот образ, который ему нужен...” Л.Я.Штернберг, “Первобытная религия”, Л. 1932, стр.483.
“...хотя я знал, что свет был слишком интенсивным для моих глаз, он не нанес им повреждения, когда я поднял их и нашел его источник. Это было солнце. Я уставился прямо на солнце, которое, по-видимому потому, что я был в сновидении, было интенсивно белым”. К.Кастанеда, “Подарок Орла”, Лондон, 1981, стр.265.
“Налево обратясь лицом,
Вонзилась в Солнце взором Беатриче,
Так не почиет орлий взгляд на нем.
...К светилу
Не по-людски глаза мои взнеслись...
Я выдержал недолго, но и тут
успел заметить, что оно искрилось,
Как взятый из огня железный прут”.
Данте А. Рай, 1:46 сл.
“Подняв вверх лицо, смотрела на солнечный диск,
на солнце в алом одеянии с желтыми волосами. Такой обет исполняла Гаури...”
Мукундорам Чокроборти Кобиконкон, “Песнь о благодарении Чанди”, песнь 32. М., 1980.
“Когда вы обретете способность глядеть, не мигая, на сияние полуденного Солнца, то тогда сможете вы смотреть на ослепительный свет Отца нашего небесного...”
Евангелие Мира Иисуса Христа от ученика Иоанна.
“Если вы сможете смотреть на Солнце 3-40 минут, не сжигая сетчатку, - возможно немедленное просветление, потому что третий глаз тогда напоен светом”. Бхагаван шри Раджнеш, “Идти со своим светом”, Пуна-Бомбей, 1975.
“Если человек созерцает солнце, он начинает уподобляться Солнцу”. ОМ Рам (Иванов), “Сурья-йога. Блеск и великолепие Тифарета”, т.X, 1979.
“Будешь любить Солнце и пошлет тебе Гелий свой солнечный глаз с неба. Только любящий Солнце зряч”. Голосовкер Я.Э. “Сказания о титанах”, М., 1955. С.17.
Неясно, однако, являются ли эти представления отражением действительности или же мира поэтических фантазий и народных суеверий.
Целью настоящего исследования явилось выяснение возможностей человека в этом отношении.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Изучались популяции гг. Москвы и Ленинграда. Методы: наблюдения, опросы, психологический тренинг (“Йога любви”).
Инициации мужчин и женщин типологически резко отличны. Если посвящение мужчины идет через страдание, определяясь архетипом “Страдающего и Воскрешающего Бога”, то посвящение женщины - через радость (архетипы “Красавица в маске”, “Драупади”, “Шива-Шакти”).
Мутация “Дельфин” не может появиться как следствие “шива-нетры” или “тратаки”. “Если вы будете смотреть на лампу, на пламя ... несколько месяцев по часу в день, - ваш третий глаз заработает превосходно... глаза будут становиться сильнее...К Солнцу надо подходить постепенно”. (Раджнеш, цит.соч.). “Дисциплина тела, которой подвергал себя художник - от строжайшей диеты до многих часов зрительной работы, физиологической тренировки глаз, вплоть до способности смотреть на солнце невооруженным глазом, о чем говорят его ученики, - все это кажется неосознанно и где-то наивно направлено именно на все большее развитие этой способности сверхчувственного восприятия”. Николетта Мислер. От иконописи до фотореализма. В сб.: Павел Филонов и его школа. Кельн, 1990, с.44.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- 1. ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАНТОВ.
А. Объективные данные.
Обнаружена четко выраженная ступенчатость проявления признака “дельфин”, соответствующая уровням инициации: от способности к кратковременной концентрации на полуденном солнце до не ограниченной временем концентрации без каких-либо фотопоражений зрительного анализатора.
“У него круглые, слегка выцветшие глаза, которыми он способен бесконечно долгосмотреть на Солнце, неприщуриваясь и не мигая”. В.Липатов.Доброта сильных. “Правда” N122, 2 мая 1978.
“Один на один с океаном садился он на бескрайнем золотом берегу, и открытые глаза его обращались к тропическому солнцу, вперивались в него, чтобы вызвать <волшебный экстаз> самадхи и отдать на сожжение в себе все смертное”. В.Моев. Йога вблизи, “Лит.газета” N42, 16 октября 1985.
На нижних уровнях инициации эта способность нестабильна и зависит от психологического состояния исследуемого субъекта.
Уровневые сдвиги являются следствием спонтанных, психоделикогенных или вызванных сознательным тренингом дхьянических состояний.
Степень экспрессивности признака у женщин значительно выше, чем у мужчин.
Некоторые мутанты обладают признаком “дельфин” от рождения или способны к солнечной инициации на самых ранних этапах онтогенеза (до 3-х лет).
“...Диоген в книге “Чудеса по ту сторону Фулы” говорит, что Мнесарх нашел под большим красивым белым тополем грудного младенца, который лежал, глядя прямо в небо, и не мигая смотрел на Солнце... С изумлением это увидев, Мнесарх решил, что мальчик этот - божественной природы”.
Порфирий, “Жизнь Пифагора”, 10.
Б. СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ.
“Через несколько секунд ослепительная корона исчезает, и солнце становится белым диском, от которого расходятся малиновые волны”...
“Модель для Солнца одна-
лишь для него годна.
Блеск должен сделаться Диском-
Чтоб Солнце отформовать”.
Эмили Дикинсон
“...а через минуту оно становится голубым...
Ср. древнее название Монголии: “Страна Голубого Солнца”;
“...голубой цветок-Солнце романтиков”, Анциферов, “Душа Петербурга”, с.201.
...и начинает прыгать как мяч”...
“Солнце то краснеет, то бледнеет, то сияет ярко, то весело отпрыгивает в сторону. Это значит, что оно играет с ягненком. При этом оно настолько добро и ласково, что глазам наблюдателя не причиняет боли”. Грузинские народные предания и легенды. N5. М., 1972.
“...При дальнейшей концентрации Солнце становится темно-фиолетовым, почти черным”...
“Поистине, это Черное Божество - Солнце!”
Черная Яджурведа, Вадула-шраута-сутра, VI:144.
“Эту форму Митры и Варуны Солнце делает видимой в лоне неба, золотистые лошади приносят ее - то бесконечно сверкающую, то черную”. Ригведа, Гимн Сурье, I, 155:5.
“В фигуре, носящей название оксюморон, слово снабжено эпитетом, который как бы противоречит смыслу этого слова: так гностики говорили о темном свете, алхимики - о черном солнце”.
Х.Л.Борхес. Заир. 1984, с.162.
В профанической литературе образ черного Солнца, связываемый с его затмением, имеет зловещую семантику.
“Явилась мне моя померкшая звезда, как солнце черное с гравюры незабвенной”. Жерар де Нерваль. Дочери огня. Л., 1985, с.400.
“Мертвое черное солнце”. Г.Миллер. Тропик Козерога, Париж, 1948, 288 сл.
“Я бы сравнил ее с черным Солнцем, если бы можно было вообразить себе черное Солнце, изливающее свет и счастье”. Ш.Бодлер. Стихотворения в прозе. N36. СПб. 1909.
См. черное солнце у Горация, Мандельштама, Юлии Кристевой (J.Kristeva. Black Sun. Depression and melancholia. NY 1989, p.71) и пр. Более того, подобная семантика характерна и для эсхатологически ориентированного религиозного сознания:
“И когда он снял шестую печать, я взглянул, и вот произошло великое землетрясение, и Солнце стало мрачно, как власяница...”
Откровение Св.Иоанна, 6:12.
В то же время, как показал в своем исследовании А.Я.Сыркин (см. “Черное солнце”, Краткие сообщения Института народов Азии, т.80, 1965, стр.20-32), для древне-индийской религиозной традиции чернота Солнца является положительной характеристикой и связывается с субъективным впечатлением человека, победившего смерть и достигшего Спасения.
“...белый свет Солнца - это рич (гимн Ригведы), синий, очень темный - саман (молитва Самаведы - В.А.). Этот саман покоится на этом риче. Далее, белый свет Солнца - “са”, синий, очень темный - “ама”. Отсюда - саман...”
Чхандогья-упанишада, 1.6:5-6.
Далее (11.10:1 сл.) Чхандогья говорит о почитании самана в его семи составных частях и 22 слогах. Почитающему таким образом саман дается “победа над Солнцем”, то есть “небесное блаженство, свободное от печали (11.10:4), что равнозначно уходу за пределы смерти, победе над смертью, Спасению. Комментируя это место Чхандогьи-упанишады, Шанкара говорит: “Чернота в Солнце является лишь тому, кто пристально смотрит на него и чье зрение обострено знанием священных текстов”. (Цит.по: Свами Шивананда “Чхандогья-упанишада”, Мадрас, 1956, стр.49.)
Черное Солнце выступает как сверхценность и в “продвинутых” сеансах ЛСД-терапии:
“К концу своего сеанса ЛСЛ Дана (пациентка - В.А.) имела Видение чистого и сияющего Иисуса... в то же самое время она почувствовала, что нечто было даже за Христом, и она использовала для этого принципа символ Черного Солнца”.
Станислав Грофф, цит.соч.
- II. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Генетические исследования показали полное отсутствие какого-либо рода закономерности наследования данного признака. Ни один из известных генетических механизмов не может быть ответственен за те способы наследования - варьирующие от доминирования с неполной пенетрантностью до полигенного наследования - которые мы наблюдали в популяции.
Ввиду полного отсутствия указаний на характер генетической детерминации признака мы условно связываем его с геном или генным комплексом, названным нами “дельфин”. Мы не можем также сказать, связано ли его появление в популяции с рекомбинационными или мутационными процессами. Ввиду этих обстоятельств термину “мутация”, употребленному в статье, следует придавать скорее психологический, нежели генетический оттенок.
“Vertitur ad Solem mutataque servat amorem”.
Ovid.
“Вертится Солнцу вослед, превращенная, но сохранившая любовь”. Овидий. Метаморфозы, IV:270.
В отсутствии самосознания и внутригрупповой поддержки возможны психосоматические нарушения, стихийный пантеизм, высокая эмоциональность, склонность к экстатическим состояниям, развитые парапсихологические способности, на высших уровнях инициации - постоянное функционирование аджня-чакры
(один из семи энергетических центров, расположенный в междубровье. В йогической практике тесно связан с сахасрара-чакрой, находящейся на макушке. Соединяет эти две чакры знаменитая Кхечари-мудра (“языкоглотание”), которая означает медитативное введение “языка пламени” из аджня-чакры в сахасрара-чакру. Язык пламени появляется в аджня-чакре при концентрации на Солнце и служит знаком обладания “змеиной силой” (Кундалини-шакти). Вот почему Третий Глаз Шивы изображают именно в аджня-чакре),
сопровождаемое световыми эффектами, у двух исследуемых субъектов имела место корреляция между самадхи и вспышкой Новой звезды: “Дельфина 1967” и “Лебедя 1975”.
“Эту безумную звезду я, стиснув руки и с глазами полными слез, у ног моей возлюбленной - сказал ее - несколькими страстными словами - дал ей рождение”. Э.По. Могущество слов.
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми волнами
Мирозданье - лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Б.Пастернак.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.
Изучение “дельфинов” проливает новый свет на сюжеты “золотых” мифов, волшебных сказок, мистерий и происхождение солярных символов.
О.М.Фрейденберг (в сб. “Тристан и Исольда”, Л. 1932) показала, что семантика “золотых” мифов “заключается в похищении и отвоевании женского Божества, глубже - золота, еще глубже - солнечного света”. К аналогичному выводу пришел В.Я.Пропп (“Исторические корни волшебной сказки”, Л. 1947). Однако, ограниченные уровнем культурологического исследования, они не могли понять подлинный, “биологический” смысл “похищения солнца”, заключенный в мутации “дельфин”.
Возможно, что “дельфины” представляют собой новую ветвь эволюции, направленной к превращению людей в фитоподобные существа, способные к непосредственному использованию энергии солнечной радиации.
В этом смысле Вернадский и Циоковский говорили о людях-прототрофах. Ср.:
“Для Земли непосредственным источником Бараки [Божественной энергии] является Солнце. Поэтому человек может увеличить свою Бараку, привлекая ее от моря и Солнца при закате”. Д.Лилли и Д.Е.Харт. “Арика-тренинг”, Журнал трансперсональной психологии, 1975.
“...лучший способ получения энергии, конечно, смотреть на Солнце, особенно левым глазом”.
К.Кастанеда,”Второе кольцо силы”, Пингвин, 1979, стр.241.
“Неужели вы не хотите иметь ... людей, способных к фотосинтезу своей пищи?: 10 мин. побыл на солнце - и завтрак готов, 30 мин. - ланч и 1 час - уже обед?” Э.Чаргафф, “Опасности генетического вмешательства”, Science (USA), 192:938, 1976.
“...знаменитая немецкая мистик Тереза Ньюман и святая индианка, встреченная Йоганандой... были способны использовать эти [космические] лучи для питания, обходясь многие годы практически без пищи”. А.Форд, “Жизнь после смерти”; 114, Лондон, 1974.
В последние годы было установлено. что бактеродопсин, содержащийся в галофильных бактериях и по структуре аналогичный иодо- и родопсинам, содержащимся в сетчатке глаза, способен, поглощая световые кванты, перекачивать илоны водорода через клеточную мембрану. Возникающий при этом протонный градиент используется как универсальный источник энергии для синтеза АТФ, движения и пр... (См. М.Островский. Зрительный пурпур-родопсин. Наука и жизнь, 1981, N12, с.33.)
Трудно представить сейчас все последствия, к которым могут приводить подобные мутации - нам, привыкшим к традиционным способам манипуляции миром. Альтернативы, открываемые “корреляциями”, тесно связаны с хилиастическими...
(вера в Царство Бога и Праведников на Земле. Собственно “хилиазм” относится к христианской доктрине, однако, под тем или иным названием подобное представление характерно для большинства развитых религий: ср. буддистский завет о Новой Общине Майтрейи-Будды, иудейское учение о земной державе Мессии, вишнуистское учение об аватаре-воплощении Вишну - Калки: “тогда обнажит Он меч свой против последнего поколения и очистит поверхность земли от его мерзости и освободит ее от него. Он соберет чистых, благочестивых, чтобы размножилось новое поколение, и вернет им Крита-югу. Времена и мир вернутся к здоровью, чистому добру и блаженству”. Вишну-дхарматарра)
...и эсхатологическими чаяниями.
“В каменных гробах молятся пещерники, истязая себя во имя будущего. Но будущее уже овеяно Солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете - почитание и ожидание Майтрейи-будды”. Н.Рерих, “Алтай-Гималаи”; 53, М. 1974.
“Когда люди свернут пространство подобно куску кожи, наступит конец горю без знания Бога”.
Шветашватара-упанишада, VI:20.
“Последний век будет принадлежать Солнцу”.
Кумская Сивилла.
Я глубоко признателен всем участникам эксперимента за плодотворное сотрудничество.
Ленинград-Москва, 1974-1982.