Вячеслав Гайворонский

MUSICA MUNDANA*


 

Единица как три (космогенез)

И сказал Бог: да будет свет...

Это раскрытие Логоса как воли Творца и установление эфира-пространства с последующей цепочкой их развёртывания в синархии духа и вещества.
В условно-физическом плане источник тонкой вибрации (Логос-мысль) как бы вбирает энергию внутрь себя (ведь в единственно однородной среде нет вектора), подобно качеству, возвращающемуся к своей сути, что является самой сутью. Так же и колебания (пульсация, вибрация), обращённые в свой центр, конденсируются, сгущая самих себя (пахтанье Мирового Океана) до появления первоэлемента вселенной – эфира, определяющего пространство, как дыхание Брахмы (физическая первооснова космоса).
В духовном аспекте раскрытие (процесс) Абсолюта порождает различение:
Абсолют <> Желание <> Логос, Эфир, Свет.
(творческая мысль) (сути как признаки Абсолюта)

В логике триалитета здесь термин одновременно устанавливает (или подразумевает) противоположный и третий (нейтральный или объединяющий первые два) термин.
Триалитет потенциально содержит в себе две возможности внутреннего роста (проекция духовного и физического плана), которые, в свою очередь, имеют два вектора (восхождение и нисхождение), а также три фундаментальные ипостаси с семью возможными сочетаниями (синархические и иерархические проекции дальнейших проявлений всего множества мира).

Сверкают в небесах три великие ипостаси Твои!
Отец - Сын - Дух Святой!

Троица Твоя родила яйцо трёх сутей! (Прабрама, Скамбха, Лотос)

Дхармакая --- Самбхогакая --- Нирманакая.
Тело закона --- Тело блаженства --- Тело преобразования
Вера ------ Любовь --------- Надежда
Отец --------- Дух Святой ------ Сын
Творчество --- Послание ------ Плод преобразование
Небо --------- Солнце ------ Земля (три шага Вишну)
Созидание--- Сохранение ----- Разрушение (Тримурти Брахмана)
Бхагаван ---- Брахман ------- Параматме
(само солнце) (свет) (поверхность солнца)
Чит --------- Ананда ------- Сат

«Тело» Закона (закон закона, суть как единственное качество) определяет "будущий" план и реализацию замысла Господа от сверхтонкой энергии (вибрации, мысли) до создания первоэлемента - эфира.

Логос ------- (вектор) план раскрытия мысли --------- эфир.

Эфир как суть и эфир как свойство пространства - это процесс пульсирующей субстанции (её "конденсация"). Двоичность (дуалитет) эфира содержит в себе возможность развития (диалектика, эволюция), что проявляется уже в менее тонкой энергии в качестве света.

Эфир------------------------------Эфир---------------------------Эфир
(как суть, элемент) (как свойство, среда) (как свет, рождение другого качества)

Свет, сначала как реактивная фаза проявления эфира (вектор времени-пространства), потом образует субстанцию света.
Свет, "конденсируясь" подобно эфиру, проявляет уже корпускулярные свойства, что, в свою очередь, порождает различные по плотности и размерам элементарные частицы, заполняющие эфир и световое пространство. Молекулы и их ассоциации по степени плотности образуют "воздух", "воду" и "землю".

Космогенез по Трисмегисту

Сияние Света как формы духовной вселенной породило Голос Света (Святое Слово), которое породило Огонь, Воздух и Тьму (воду и землю). При разделении воды Тьмы и воды Света образовались высшие и низшие миры. Мысль двинулась на воды и землю Тьмы (движение, пахтанье). И Слово, как свет пламени из тьмы, есть Сын Бога, рожденный от мистерии Ума.
Союз Слова и Ума есть жизнь.
До образования видимой вселенной была отлита форма (Архетип) в Верховном Уме.
Узрев Архетип, Верховный Ум выдолбил пустоты в пространстве (тоннелизация эфиром пространства для устойчивости его цикла). Элементы разделились на порядки (иерархии).
Ум породил мужчину и женщину, которые породили Слово. Слово, подвешенное между Светом и Тьмой, утвердилось Рабочим Мастером – Строителем (Делателем Вещей).
Слово Мастера через трение высекало Огонь (Сын Борения). Сын Борения образовал Семь Правителей Вселенной. Их миссия - контролировать Судьбу.
Второй Ум (Работник) организовал Хаос.
Страдание – результат влюбленности Бессмертного Человека в свою собственную тень.

Можно предположить, что ряд "элементов" в космогенезе рождался в необычайно сильной концентрации без участия пространства, т.е. одна сущность порождала другую до сверхплотного вещества. И затем последовал вселенский взрыв - "да будет Свет", при котором все виды энергии выплеснулись в параметры пространственно-векторной модели вселенной. И только потом началось строительство («пахтанье Океана») в расширяющейся сфере Космоса, где соответствующие элементам среды являлись передаточным механизмом квантования всех уровней энергий до образования планет, звёзд, их систем, подсистем и последующего развития всех форм жизни.
И, наконец, самое великое чудо Творца – Человек, в котором с полюса микромира шёл встречный восходящий поток, соединяющий микро и макромир в таинственной точке замысла Господа.

Итак, в различных средах энергия всё глубже и глубже "утопает" в веществе:

эфир -------------------------- среда------------------------------------ свет
свет-------------------------------среда------------------------------------свет (элемент) (волна) (элементарная частица) элементарная частица-----------среда----------------------------------атом
атом ----------------------------среда------------------------------ молекула
молекула----------------------среда--------------------------«воздух» (группы различных
соединений по степени их плотности)
“воздух”-------------------- среда----------------------------------- “ вода”
“вода“---------------------- среда----------------------------------- “земля”

В вертикальных комбинациях (синархия) различных вышеперечисленных групп соединений элементов формируются первые формы жизни, иерархия которых (двоичность, размножение и др.) порождает уже пёстрый ряд растительного и животного мира.
Среда в вышеизложенной условной схеме является соответствующей каждому элементу («этажу») мироздания с характерной своей реактивной фазой, имеющей свой вектор для каждого триалитета и всегда несущей свойство основного источника реакции (позитивного термина в триалитете).
Каждый «этаж» вбирает в себя признаки предшествующего, и, следовательно, все «этажи» обладают пульсирующим свойством (вибрация, период, повторяемость событий и т.п.). Эфир, как пульсирующая первооснова вселенной (её время) в феноменологическом плане скрыт и не актуален для человека. Время, как свойство эфира, заменяется пространственно-векторным значением, которое в человеческой деятельности знаменует эволюционную «двойку» (путь, карму), - осуществляющееся через память.

… я провидел незримое в явственных видах. Возносил меня вдох и поддерживал выдох…
Чарья-Гита

Иначе говоря, время – реактивный момент существования пространства, как и пространство – реактивный момент существования материи.

Эфир

Космический Человек, вбирающий в себя всю Вселенную, с надеждой смотрит на нас – ибо здесь сосредоточено Чудо всего Космоса во имя Вселенской Радости Любви, и в то же время существует возможность разрушения, падения в бездну Ада, - бесславного конца торжества материи над духом.
«Звук есть свойство Акаши (Эфира); он порождает Воздух, свойство которого есть Осязание, которое (через трение) производит Цвет и Свет».
Вишну Пурана


Рисунок схематично иллюстрируют «вставленность» макро- и микромира. Точки «а» - место перехода внутренней и внешней «трубы» - цикл (орбита) человека. Точка «б» - место максимума и минимума, соответствующая эфиру (сверхмалая и сверхбольшая сфера), центр (0) – Священная пульсация, тело Логоса.
Нижний рисунок: спираль циклов существования всех видов элементов, веществ и жизненных форм Космоса. Эфирная туннелизация пространства: полая, вставленная в себя, трубка и соответствующие её сечению спирали – это множественные вставленные друг в друга сферические объёмы.
Удивительные открытия о сфероидной организации мира вы можете найти также в статьях Б.В. Гладкова (газета «Аномалия» №14, 15, 16, «Вестник ЛАЭС», «Гармония познания»).

Всё в мире имеет объемно-пульсирующую природу – как единственный способ существования и как единственный актуальный для человека способ постижения мира.
Происходящая своеобразная «тоннелизация» пространства и постоянный обмен (возвращение) в «тело» эфира (точка «б»), который сам имеет свой центр (точка «0») и сферу (вдох-выдох Брамы).
Выдох Брамы («да будет Свет») – распространение всех первоэлементов с последующим образованием множества систем макро- и микромира с соответствующим обменом энергии по горизонталям: (эволюция, диалектика, двуступенчатость, причинно-следственный ряд, взаимодействие и пр.) и вертикалям (каждый элемент, подчиняясь своему «этажу», восходит до «тела» элемента и далее - до первоэлемента-эфира).

Достаточно распространенноё и наглядное представление о полимерной вставленности элементов и воспринимающих их органов с позиции единой вибрационной природы сфероидного квантования вселенной выглядит, как чисто умозрительная абстракция:

Точка – земля, минимальный объём без вектора, кожа (точку можно рассматривать не как минимальный объём, а как психологический аспект человеческой неспособности восприятия её в качестве суммы, необходимых для точки событий).
Линия – точка с одним вектором, вода, язык.
Квадрат – точка с двумя векторами, воздух, нос (вдох - выдох).
Куб – точка с тремя векторами, свет – пространство, глаз (квадрат и куб здесь не являются правильной формой, а скорее несут неопределенность, аморфность в потоке векторов).
Сфера – точка с четырьмя векторами (четвёртый – вращательный), эфир, ухо.
Сфера с центром – душа, сердце. Растворение бинара в состоянии Любви.
Пустота – дух, Разум.

Пять священных элементов отдельно от каждого осуществляют план своей судьбы, поглощаясь в конце концов в сути соответствующего элемента. Сути элементов по закону синархии могут переходить друг в друга, объединяясь в конечном счёте в едином центре – в сердце.

Заполненное сердце опустошает разум.

Время и движение (этюд с воронкой)

Время вновь успокаивает время, сожигающее существа…
Махабхарата


Если посмотреть на вращающуюся спираль, как на уменьшающиеся сферы, то точки, лежащие на поверхности сфер проходят свой полный оборот (жизненный цикл).
Соотношение точки 1 к другому циклу (точка 2) в проекции точки 3 увеличивает скорость прохождения цикла точки 2 во столько раз, во сколько раз одна окружность больше другой, хотя собственное время каждого цикла, независимо от окружности, одинаково. Аналогично и в сравнении к большей окружности (только точка 5 движется медленней). А если точка вынесена за пределы такой вращательной воронки, происходит всё наоборот, – большая окружность – большая скорость вращения.
Рассматривая всё множество материальных тел как вида существования энергии (пространственное перемещение пульсации – степень и способ захвата энергии в веществе), можно сказать, что время – это способ распределения энергии; а пространство – это способ существования (проявления) энергии в веществе.
Представляя вращающуюся «воронку», время теряет своё значение, т.к. заменяется пространством и движением. И, действительно, в этой связи наше представление о времени – это соизмерение (соотношение) в отвлеченных единицах двух и более периодов прохождений точек по своим окружностям (т.е. циклов, колебаний).
Движение – это регистрация различных точек прохождения циклов (окружностей) через любую выбранную нами точку. Поэтому движется соотношение, движется наше представление о мире. Само по себе (изолированное, автономное) движение не существует.
Отсюда, скорость – это измерение «чужого» цикла прохождения точки (точек) посредством своей собственной. Значит, скорость – это сравнение и его регистрация двух и более форм «самосознания» - т.е. сверхтонкой вибрации, попавшей в «плен» к материи.

Без постоянного невозможны никакие изменения во времени.
Кант

Время – это способ миропонимания, формула мышления.
Время – это взаимодействие между бытием и его сущностью, осуществляется и передаётся через сознание и память.
Нет цели – нет времени.
Время есть вектор, определяющий вектор, его функция – удержать пространство.
Время – это способ распределения энергии.
Обусловленное время – это измерение в относительных единицах двух и более циклов (периодов, колебаний, пульсаций).
Энергия и пульсация – синонимы.
Пространство – это способ существования энергии в веществе.
Движение – это дискретный момент течения периода (цикла) и проявляется только в соотношении с другим циклом. Цикл сам по себе находится в состоянии покоя. Следовательно, скорость — это сравнение, т.е. измерение своего цикла за счёт другого.
Элементы-сути являются хранилищами своих вибрационных качеств. Звук является последним пунктом препятствия на пути к духовному миру.

Возвращение.
Цепенею в немом восторге! Как же Ты допустил меня?
Когда думаю о Тебе – безмолвно всё,
Когда чувствую – «Отец» - шепчу…
И в Троице соединяются оба.
Вторая Троица – Мать, и семь составляют Её имя…

Напоминают то, что забывается;
Повторяют то, что необходимо.
И равновелико то ощущение, которое впервые освещает наш разум и душу или в который раз подтверждает свет внутри нас и в мире.
Имя этому Закон, Красота, Любовь и другие великие ипостаси Единого Вездесущего Творческого Самодостаточного Господа, проявление которого бесконечно, а ипостаси не противопоставимы, как Любовь – ненависти, Красота – уродству, Свет – мраку…

Твоя беспричинность, чему в доказательство Вера, опыт великих Твоих сподвижников и наше приближение к Тебе, дающее плоды, нектар которых вновь и вновь утверждают Твои ипостаси.
Единый в сути своей!
Всякий признак проистекающий (и время минует само время) восходит к своему Вечному источнику.

Звук

… отделил Бог свет от тьмы

Здесь свет антоним мраку, звук – молчанию, мир – антимиру. Появился распределительный принцип борьбы за устойчивость мира.
Звук!
Центр его – «тело» эфира, сверхтонкая, граничащая с мыслью энергия. Проявляясь во множестве (вдох - выдох, свет - тень, спин электронов, вращение земли и планет; поглощение - излучение, электромагнитные волны, жизненные циклы растений, животных, человека, жизнь - смерть, сердечная деятельность, биоэлектрический потенциал, дыхание Брамы; сгущение - разрежение и многое другое), - звук проходит цепочку различных энергетических состояний тел и их взаимопревращений (в виде других элементов и их ассоциаций) в сторону максимального овеществления и обратно.

Эфир как причина является духовным производным.

C физической точки зрения звук представляет из себя пульсирующий объем, кратно квантующихся частот. Точка в графическом изображении отображает минимальный объём (например, как поперечное сечение луча, радиуса, вектора или как центр окружности, сферы).
Линия – абстрактное двумерное изображение относительно покоящейся сферы – например, качающийся маятник в сагиттальном сечении изображает гармонические (периодические) колебания в виде синусоиды, что в свою очередь представляет развёрнутую окружность (двумерное изображение сферы).
Сфера (шар) – трёхмерное изображение (наиболее соответствующее человеческому представлению мира) покоящегося объёма.
Пульсирующая сфера – объём в маятникообразном движении в виде суммы частот, обертонов.
И, наконец, движущаяся пульсирующая сфера (тоннелизация пространства эфиром).

Звук в данном контексте понятие более широкое, чем общепринятое. Вскрывая общую природу (периодизм, гармоническое колебание, пульсирующая сфера и т.п.) бесконечного разнообразия феноменологического богатства мира, попробуем все-таки акцентировать наше внимание на слухе, дающим уху ощутить всеобъемлемость звукового феномена.
С другой стороны, понимание, не внедряющееся в иррациональный поток восприятия всеобщей мировой гармонии, в практическом плане помогает понять универсальность и значительность формального знания в обучении.
И хотя возможности человеческого уха ограничены, нам важно приблизиться к пониманию единого принципа сотворённого мира, дабы не очутиться в изолированной системе профессиональной музыкальной науки и практики, а также в последующих наших рассуждениях и выводах, касающихся непосредственно музыкальной науки, придерживаться единого правила (об этом ниже).

Среды и их взаимодействие

... тот, кто утверждает, что не существует причины, или не имеет
причины утверждать это, или имеет её…
Секст Эмпирик

Все явления укладываются в триалитет:
Тело А --- среда, реакция --- тело В
Если А и В находятся в однородной среде, и их свойства определяют свойства этой среды, то реакция становится сопряжённой, и понятие среды, как способа реагирования тел А и В пропадает, т.к. сама среда уже может стать телом и в дальнейшем испытывать аналогичные превращения.
Вокруг нас звуковая палитра столь многообразна и кажется, что в мире царит полный звуковой хаос и произвол. На самом деле, каждый звуковой феномен «причислен» к своему роду звуковой общности и его частная роль в своём однородном потоке – своеобразная судьба и испытание этой системы в общем звуковом потоке.
Иначе говоря, в повседневной жизни мы сталкиваемся с обычным звуковым хаосом из-за множества реактивных моментов тел различных сосуществующих сред. Но в изотропной среде наступает такой момент, когда соответствующая ей система экзаменуется на прочность («быть или не быть?»).
Относительная автономность и устойчивость системы (в звуковом аспекте) является удержанием определённого вибрационного поля (время-пространства) с явлением «саморезонанса» – т.е. когда объём пространства кратен (стремится к наименьшей степени кратности) центру («телу») этого пространства. Здесь пространство является признаком тела, а тело – признаком пространства.
Тот же принцип осуществляется с суммой однородных тел, которая имеет собственный предел, следовательно, и пространство также имеет свой предел.
Такая устойчивая система передаёт свой импульс (пульсацию, тон) другому элементу (через среду в тело иного рода), если сама служит (тело А + пространство) матрицей для аналогичного строения, но уже в другой среде.
Тело, не способное удерживать кратное ему пространство, испытывает горизонтальные влияния (реактивные фазы взаимодействия с различными телами и средами), и его вектор не способен преодолеть собственную «гравитацию» - это блуждание, разрушение, становление и т.д.
Другими словами, среда как передатчик импульса, сама стремится стать источником этого импульса; и если это происходит, то по этажам «элементов» осуществляется восхождение частотного кванта до первоэлемента. Например, звуки, издаваемые морскими животными в воде (вода – среда) соотносятся как кратные кванты к пульсации океана (прилив – отлив), где вода (как элемент) является источником основного тона. Звук животного стремится к минимальной кратности в отношении к пульсару океана. Суммирующий тон птиц (гомон – хор птиц) находится в нише кратностей иных звуковых «этажей», что в свою очередь может быть кратным пульсации атмосферы земли.
Песчинка, брошенная в океан, способна вызвать шторм, если она совпала с квантом основного тона океана.
Подводя итог сжатому и далеко не полному обзору вибрационной природы мира, можно, наряду с рассуждениями, попытаться почувствовать единую пульсационную систему вселенной через звук, понимая при этом возможность приобщения к универсальному закону вибрации через другие элементы. Можно, конечно, ограничиться полем логического представления, не отдавая чему-либо предпочтение, но невозможно при этом исключить чувственный высший центр мира, находящийся одновременно в нём и вне его (Высший разум и план Его реализации).
Весь мир – Его проекция.
Абсолютный Дух, Любовь, Творчество – Его высшие ипостаси, Господа и Отца нашего.
И всё мельчайшее и случайно происходящее находится под духовной опекой высших сил, нити которых в Его руках.

Что касается колебательной (пульсационной) природы, важно понять универсальность этого качества, пронизывающего всю вселенную и посвященного в промысел Творца.

… и Слово было Бог

«Звук» во множестве воплощений проходит цепочку энергетических сред в сторону максимального овеществления и обратно; вектор этот в руках Господа и человека. Тот же самый процесс (захваченный материей «звук») происходит и во множестве тел (элементов), их систем, создавая живой единый организм вселенной.

Дождевая капля, упавшая на Землю, проделывает только ей присущий путь, но только небо знает, что суждено капле вернуться назад.

Игра как радость Господа, когда всё возвращается к Нему, к Его духовным источникам. Функция духовных слуг (иерархий), – вернуть всё созданное Абсолютной душе. Но сонмы Его слуг не видят имён и судьбы из-за ясновидения сущности.

…И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» Он сказал: «Поистине, я знаю то, чего вы не знаете!

Подобное познаётся и осуществляется подобным.
Если Господь вне кармы и закона вселенной (Брамы) ждёт всё и вся в своё лоно, то человек, имея в себе все элементы, несущие закон вселенной и духовные проекции ипостасей Всевышнего, реализуется сходным образом, но только через гармонизацию своего внутреннего мира. Уменьшая свою карму (зависимость от обстоятельств) и освобождаясь от майи (степени обусловленности своего «я» от пристрастий к миру), человек осуществляет (реализует) в себе соединение сущностей трёх «тел» - разума, чувства и тела.
И каждая из них, приближаясь к своему центру, воплощается в Мудрость, Любовь и Творчество – три великих силы, действующих заодно и осуществляющихся одновременно только тогда, когда они независимы друг от друга (т.е. не допускают вторжения в свои этажи мыслеформы на правах хозяина; три искушения Иисуса).

Удивление тела – экстаз,
Удивление сердца – восторг,
Удивление мысли – торжество.

Каждый элемент имеет свою проекцию на органы чувств человека, фиксируя основное качество (признак) элемента. И если ухо воспринимает физиологически только одно свойство (признак) элемента, то глаз – уже два и т.д. – до суммы пяти основных признаков. В то же время каждый орган не способен воспринимать качества нижележащих по степени частотной иерархии элементов.
Иначе говоря, мы ощущаем «звук», дотрагиваясь до любого плотного тела, нюхаем его носом, вкушаем языком, видим глазом и слышим ухом.
Пульсация, проявляясь в эфире как в среде, образует серию участков его сгущения, кратных (равных по разнице объёма) телу (центру) эфира от минимального до максимального своего значения. Подобным образом все элементы (тела) являются квантами частот, овеществлённых на разных стадиях и уровнях «конденсации» материи (от световых волн, микрочастиц, ядер, атомов, молекул до планет, звёзд и галактик).

Чакры – это видоизмененный принцип акаши (эфира)

После гипотетического вселенского взрыва вещество перераспределяется (квантуется) по принципу кратности кванта, что налаживает внутренний порядок однородностей и взаимодействий множества состояний материи в относительно автономном режиме (проекции духовных планов мира, синархий и иерархий). Этот процесс как бы дублирует акт рождения, распределения и умирания (переход в иное энергетическое состояние) вещества вселенной, как на общем, так и на местном уровне причин и возможностей элементов (энергетические возможности духовных иерархов, «пахтанье» вселенной).
Зоны распределения больших масс материи согласуются с общим принципом кратности пространства, в котором каждое вещество принадлежит своей среде и наоборот. Квантование здесь – это удержание массы (масс) на определённой орбите (орбитах).

Что касается звука, то его реактивный момент бытия поглощается центром той или иной системы, которая сама, в свою очередь, находится в процессе становления, разрушения или в относительной стабильности. Устойчивые связи – это наличие цикличности; вибрационный момент такой системы выходит за пределы её параметров и по шкале синархии таких же устойчивых систем (но других сред) достигает первоэлемента и далее Логоса (тело Закона), растворяясь и поглощаясь в Великом Безмолвии.
Вибрационный момент множества систем в своём едином согласии исполняет симфонию вселенной, сливаясь в едином торжестве и восторге мировой гармонии.
Виды и способы распространения звука (в его универсальном значении) зависят от свойства тел и их сред. Если представить вращающуюся и движущуюся сферу, то её условный двухмерный контур образует закручивающуюся спираль, ленточный путь сферической поверхности (типа ленты Мебиуса). Условное сечение участка такой спирали – есть удержание вибрационной константы пространства, как основного качества, данному этому срезу вещества, энергии, элемента, системы и т.п.



В то же время вращательный период вставленных друг в друга по возрастающему или убывающему радиусу сфероидов – есть живой цикл на всех уровнях бытия через аутометрический взгляд её «обитателей». Оборот спирали также может обозначать выход в иную среду элемента.

Вселенная бесконечна в связи с её заполненностью свободой выбора, и конечна, в связи с её обусловленностью синархией порядка.

Человек антропометрически интуитивно отображает различные уровни взаимоотношений пяти элементов своего внутреннего и внешнего мира.
И в каждой из этих взаимосвязей человек, индивидуально манипулируя, соприкасается с тремя своими сутями (тело, душа, разум). Разум отыскивает закономерности (циклы) – как единственный способ ориентации, различия и передачи информации; чувство отыскивает «табу» и дозволенность; тело отыскивает свободу, как способ наибольшего подчинения своей жизненной среды при взаимодействии с другими телами.

Человек
Тело

Тело – темница души…
Гермес

Тело человека включает в себя 5 стихий (элементов) мира, взаимодействующие между собою через системы, имеющие собственную иерархию и общую синархию. Переходя из одной системы элемента в другую, энергия (она же, как пульсация, вибрация) осуществляет относительную (реактивную) часть своего бытия, как функцию, заполняя экологическую, эволюционную, генетическую, сексуальную и другие ниши.
Человеческое тело как автономная система осуществляет гомеостаз не только на физиологическом уровне, опираясь на свой внутренний механизм и согласуясь с научной логикой целесообразности, но и имеет неведомый нашему разуму «язык» тела, согласующийся с планом Вселенной и Творца.

Все болезни человека – результат его разума.

Даже в каждой клетке заключена программа жизни, сложнейший «язык» которой осуществляет тончайшие операции по трансформации энергии.
Ведомый высшим разумом вектор, «знающий» эволюционный ряд прошлого, настоящего и будущего в слаженной картине порядка и цикличности. Устанавливая право хозяина на тело, мы внедряемся с таким пониманием в неведомую и в не подвластную нам область, мешая работать в своём оптимальном режиме такому уникальному и сложному организму, как человеческое тело.
Обыденная логика проста: «если тело подчиняется любому моему указанию, значит тело принадлежит мне и оно - моё». Но лодка, взятая на прокат, также слушается вёсел в моих руках, но это не значит, что лодка моя собственность. Впрочем, всё, что окружает нас, не принадлежит нам, - нам даётся только право временного пользования. Правильное потребление – это, прежде всего, не внедрение разума в материю на правах собственника. Это первое искушение Иисуса. Пользуясь, не мешая, отдавая телу «телово» (кесарю – кесарево), мы даём таким образом телу самостоятельно распорядиться возможностями своего внутреннего порядка. И даже не зная, что, собственно, делать для такой максимальной автономности тела, наша задача – не навязывать умозрительные задачи в виде диктатуры ума (тоже право хозяина). Воздержание, пост, голодание являются скрытым условием для автономной саморегуляции тела, что присутствует во многих религиозных практиках.

Тело должно быть таким, каково оно есть…
… взираю на него (тело) посторонним взглядом…
… сознание не должно сковывать тело…

Релаксация – это наиболее близкая установка для отказа от влияния разума, - проявление самогипноза, на определённой глубине которого мысль освобождается от своего воздействия на тело.
Существует много медитативных практик, позволяющих испытать сущностную фазу бытия тела через релаксацию и в то же время совершать тот или иной вид работы, вплоть до самой тяжёлой или самой изощрённой и ловкой (например, поднятие штанги, танец, восточные виды борьбы и т.д.).
Действие в состоянии релаксации можно пояснить на таком примере:
Предположим, вы находитесь на поверхности океана и вместе с волнами испытываете или регистрируете его полный штиль, зыбь или шторм. Если вы опуститесь на самую глубину, где царит покой (релаксация), взгляд ваш также в состоянии регистрировать всё происходящее на поверхности океана. Но между двумя этими состояниями разница велика. Наверху – борьба, поражение или победа, изменчивое «где» и «воля моя»; внизу - покой, непротивление, сущность автономии, постоянное «здесь» и «воля божья».

Одна птичка ест, другая – наблюдает…

Психологически это похоже на ситуацию с каким-либо правилом (запретом, законом) для обучающегося, как признания его вне своего бытия. Признание правила (закона) как внутренний императив – это уже отсутствие правила (закона). Человек, живущий в законе – сам становится этим законом, (т.е. закона не существует, ибо качество его стало естественным, неотъемлемым свойством бытия), поэтому для него нет оков и нет запретов.

Тело – это сцена между Небом и Землей, на которой разыгрывается психокосмическая драма.

Возвращаясь к сущностной (ареактивной) ипостаси тела, можно сказать, что свобода – прерогатива не разума, а тела. Разум, поселившийся в материю как властелин, или допускающий это, хотя бы в чём-либо, естественно, провозглашает принцип осознанной необходимости.

Индивидуальность – это переживание свободы внутри нас.
Франк Тауншенд

Свобода – это духовное восприятие мира человеком. При не искушенном сознании нет такой силы, которая могла бы посягнуть на неё из объективной реальности.
Свобода принадлежит моей неосознанной необходимости для тела, которое не является моей собственностью, - это его телесная необходимость. Моё осознание необходимости будет тогда правильно, когда оно включает в себя иррациональную глубину (знаемую только телом) телесного самоопределения. Поэтому правильное пользование – это постоянное удержание тела в собственном знании (глубина океана) и только наблюдение (регистрация, включая обучение, приобретение навыков и пр.) реактивных состояний (поверхность океана).
Здесь проблема нашего сознания в том, чтобы использовать такую мысль (оптимальная установка; например, расслабление, ритмичное дыхание и пр. методы), которая бы помогла отрешиться от права нашего разума на тело (включая также гигиену, пост, молитву и др.).

Схематично этот процесс могут представить следующие триалитеты:

негативный термин <> нейтральный термин <> позитивный термин
реальность символ сверхреальность
реактивная фаза установка ареактивная фаза майа, иллюзия условие медитации собственно реальность
разум в «плену» ассоциации, концентрация мысли иррациональная погружённость
разум-хозяин релаксация трансцендентальное состояние сознания
концепция вход, шанс телесная свобода

При постороннем наблюдении (дно океана), мы видим бесконечное проявление телесного (поверхность океана), как игру в сочетании символического и реального ряда феноменов. В момент фиксации сознания, соответствующего среднему термину вышеприведённых триалитетов, очень важным является состояние дыхания. Равномерный вдох и выдох и удержание константы их соотношений – уже цикл, олицетворяющий покой, что приближает практикующего к физиологическому освоению среднего (нейтрального) термина и имеет больший шанс опуститься на «дно океана» своего тела.
Суть такого состояния очевидна, т.к. приносит, помимо удовольствия, прилив сил и свежесть восприятия с той удивительной догадкой, что причинно-следственный ряд реактивных проявлений мира становится естественной иллюзией и тиглем наших испытаний. Подробное описание этих методик можно найти в обширной литературе учителей различных школ медитации.

Не отказавшийся от плоти даёт плоть каждому, так и не удовлетворяя всех.
Желающий от неё отказаться даёт плоть только тем, кого избрал его эгоизм.
Отказавшийся от плоти даёт плоть каждому, удовлетворяя всех желающих.

Чувство

Бренное тело твоё развалилось бы сразу, бедняк,
Если б верёвки мечтаний не стягивали твой костяк.
Раджашекхара

Возвращаясь к звуку, уже упоминалось, что исходящий из своей ипостаси Логос, как Священная пульсация, реализуется в мировом пространстве в виде эфира. Эфир, как суть - это определитель незаполненного остальными элементами пространства. Эфир, как среда - это переход к менее высокой частоте вибрации (превращение одного элемента в другой).
Определяют эти элементы наши органы чувств:

тело А реакция (среда) тело В

 

 

 

 

Душа фиксирует вибрацию как состояние сердца

 

 

 

Дух фиксирует вибрацию в качестве мысли (воля)

 

 

Ухо фиксирует вибрацию (вне пространства) в качестве звука.

Звук (тело, суть) фиксация звука (среда) ухо (пустота пространства, безмолвие, шуньята)

 

 

 

Глаз фиксирует вибрацию в пространстве в качестве света.

Звук-свет звук-свет (среда) глаз (заполненное пространство)

 

 

 

Нос фиксирует вибрацию в пространстве потока в качестве воздуха.

Звук-свет-воздух ---- зв.-св.-возд.(среда) ----- нос (заполнение движущегося пространства)

 

 

 

Язык фиксирует вибрацию в пространстве поточной текучести в качестве воды.

Звук-свет-воздух-вода зв.-св.-воз.-вод. (среда) язык (заполнение движущегося
пространства через текучесть)

 

 


Кожа фиксирует вибрацию в пространстве поточной текучести формы в качестве земли.

Зв.-св.-воз.-вод.-зем. зв.-св.-воз.-вод.-зем. (среда) кожа (заполнение движущегося
пространства через плотность (форму)

Разные фигуры, иллюстрирующие элементы, здесь проявляют свои доминирующие качества в восприятии реальности человеком:
земля – плотность, относительная стабильность формы, иллюзия отсутствия вектора;
вода – текучесть, потеря формы, иллюзия одного вектора, точка в движении;
воздух – поток как ощущение плоскостного восприятия пространства: вверх – вниз или слева – справа; линия в движении;
свет – трёхмерное (три вектора) восприятие пространства, как вместилища первых трёх элементов, площадь в движении;
звук – свойство объёма иметь свой вектор, фиксируется сознанием как время;
дух и душа – не доступные реальному опыту элементы, фиксируются мистическим опытом как воля и любовь.
Представив приведенные формы элементов как «бесконечно» векторное состояние субстанции, все они приобретут сфероидные объёмы, квантование которых будет выражать вибрационную природу с исчезновением понятий среда и источник.

Также как тело проявляется во множестве реактивных фаз во внутренней и внешней среде, - так и чувства в разнообразных комбинациях дают нам пёструю гамму ощущений. Каждое из пяти чувств имеет свой собственный язык. Специфические для каждого чувства рецепторы включают в свою реакцию (элемент одной из пяти сред + рецептор > биоэлектрический потенциал > вегетативный центр) обусловленные и сущностные проявления сред, энергия которых собирается в своём центре (манас, сердце, душа).

Сердце – это дно океана души, собирающее плоды пяти органов чувств.

И если разум может постичь и проанализировать двухступенчатый характер процесса (причина > следствие; горизонтальный ряд), мы всё равно (также как и с телом) должны использовать только те ассоциации (установки), которые отказываются от права хозяина (разума) на чувства и их вместилище («сердце»). Полнота не обусловленной любви, внутреннее блаженство, сосуд, наполненный амритой; свечение тёплой радости и много других эпитетов только подводят нас к черте… а за ней неведомый нам язык чувств и состояние души.
Душа светится, когда покойна.
Чтобы наполнить сосуд амритой, надо чтобы глаз насыщался только тем, чем насыщается глаз вне разума (intueri –созерцать); ухо – тем, чем насыщается ухо и т.д. Для полноценной «пищи» для каждого органа чувств пригодны только те объекты, которые содержат в себе закон «кванта», т.е., в конечном счёте, духовную энергию, вектор которой всегда устремлён в небо. Возможен и другой путь – кармический подвиг - максимальное отключение органов чувств от внешних сред воздействия и реализация внутреннего свечения души – «тела» Любви – эмоциональное подтверждение дара Божьего, без которого нет ни жизни, ни плодов.

…В полной тьме идёт человек на ощупь, временами стонет и дрожит от ужасов и кошмаров, - но сейчас он полон решимости, всецело концентрируясь на бездне тоннеля. Вдалеке едва замерцал свет, и шаги его становятся уверенней, - не теряя из виду источник, человек упорно приближается к нему. Ничего не видя и не ощущая, кроме удивительного свечения, он начинает сознавать, что нет тоннеля и нет тьмы, нет страха и тела, - только воля, как единственный шаг спасения и желание, как воля единственного пути, - и даже они с каждым шагом начинают терять своё значение, подменяясь и насыщаясь удивительным спокойствием и блаженством.
Приблизившись к манящему источнику, насколько ему удаётся, он чувствует ту же природу света внутри его самого. Это внутреннее ощущение света и есть предел, отведённый Господом только для него одного во всей вселенной, - это его возможности и дистанция постижения Тайны Господа.
И идёт тогда обратно человек, ибо за той чертой иная форма бытия, и не испил ещё до конца чаши своей судьбы в земной жизни. Идёт он, свято охраняя свой свет и уже видит всё, что освещает его душа: заполняется мир множеством и различием, - и нет их одновременно…
Идя к Нему, не отводи глаз от Его Источника, - упадешь в бездну. Идя от Него, не смотри на свой источник, - упадешь в бездну.

Во втором искушении Христа разум пытается проникнуть в чувство, в его тайную ипостась - веру. Вся проблема - как избавиться от внедрившегося в чувство разума (от ассоциации).
Если свобода есть знание тела, то вера – интуитивное знание души (сердца), которое испытывается не разумом, а способностью сохранить свой светильник.

На голове неся кувшин с амритой, не расплещи ни капли.

Как мать, - уставшая, радостная, обиженная, прощающая, ласковая, наказывающая, смущающаяся, негодующая и пр. пр. - хранит в постоянстве «тело» своей любви как дитя, - так и душа в раскрытой своей сути не ставит в зависимость от обстоятельств свою Любовь и может только наблюдать преходящие моменты чувственных реакций.
Душа в мире, обнаруживает себя как милосердие, избавляя разум от бесплодной диалектики добра и зла.

Разум

Бог вложил это в мою голову, но я не могу вложить это в ваши.

Все мысли – реактивные моменты нашего сознания, проявляющегося способностью оперировать «именами» (рассудок - речь). И любая мысль есть фиксация (регистрация) одной из способности сознания (анализ, ассоциация, вывод и пр.) реагировать на своё чувственно-телесное состояние и опыт.
Поднимаясь по лестнице (уровням) абстракции, обнаруживая и объединяя устойчивые связи или закономерности явлений, мысль таким образом приобретает опыт и всё большую силу и власть. С правом хозяина, шлифуя систему взглядов до концептуального сознания или мировоззрения, мысль в апогее своего восхождения провозглашает свое право властелина на весь мир (идеология). Это третье искушение Христа.

Разум, полагающийся только на личный опыт, всегда двоичный. Его грех в постоянной рефлексии.
Разум, ведомый Богом, переосуществляет себя в триединство, как состояние духа. Это возможно через таинство осознания греха, а не посредством умозаключений.

Для разума, стремящегося к истине (молчание, пустота – шуньята), важно остановить бесконечный диалектический поток. И бороться с этим потоком трудно.
Для этого существует в различных религиозных практиках много вспомогательных позиций. Одно из них - это беспристрастное (не оценочное) наблюдение за появлением, содержанием и исчезновением мысли. Т.к. одновременно не могут сосуществовать более одной мысли, то момент ухода и появление другой мысли является мгновением пустотности сознания, – здесь важно ощутить даже кратковременный эффект отсутствия мысли.
Определяющее значение для медитации сущностной формы сознания является само качество мысли. Если мысль содержит тот или иной аспект Абсолюта (молитва), то её повторение (процессуальное «как») приближает к полноте единицы (статичное «что») и далее до полноты нуля («ничто»). Продолжительность этого момента обусловлено духовным уровнем медитирующего.
Если вы максимально сосредоточились на наиболее ёмкой и важной для вас мысли, а, затем, сменяя её на мысль, «что существующее в моей голове является фиксацией определенной мыслеформы», вы, как бы «клин клином» (фиксацией фиксации), достигаете момента её исчезновения. Это момент пустотности разума – он, разумеется, кратковременный, - и разум даже может оказаться в растерянности, т.к. стремится заполниться уже привычным для себя кругом мыслей.

Мысль несёт энергию мышления, фиксация мысли её уничтожает.

Человек вне религиозного сознания не может самостоятельно родить мысль, несущую сокровенное знание. Пророки и великие учителя человечества знали, что все эти мысли принадлежат Истине в лице Единосущего.
Невозможно передать трансцендентальный опыт, передаются только релятивистские знания.
Провозглашая право собственности на любую мысль, мы уже утверждаем в себе противоречие, а в худшем случае - невежество или оправдание своего несовершенства. А ведь в нашем мире единственная сила, на которую опирается человечество, есть власть.

Учитель: «Ответь, что принадлежит только тебе?»
Ученик: «Не знаю».
Учитель: «Ты ответил правильно: тебе принадлежит только невежество».

Соединение

Та – вверх, та—вниз, - весов метнулись чаши.
Твоё лицо – луны взошедшей краше!
Но звёзды вышли на простор небес
Всем сонмом, подчинясь её главенству
- помочь холодному несовершенству
создать красе твоей противовес.
Раджашекхара

При осуществлении принципа: телу – телесное, сердцу – чувство, разуму – разумное реализуется необусловленные их ипостаси: свобода – любовь – молчание. Только тогда эти три сущности соединяются органично воедино.
Невозможно реализовать одну из сутей, пренебрегая остальными.
«Каждому своё», достигающее не обусловленной (ареактивной) статичности, - таков принцип их гармонического соединения.

Разум ---- «как» (процесс) ---- «что» (остановка процесса---- «ничто»)
Душа ---- «что» (процесс) ---- «как» (остановка процесса--- «никак»)
Тело ---- «где» (процесс) ---- «здесь» (остановка процесса --- «нигде»)
Множество ---- 1 ---- 0

Переставляя детерминанты триалитетов, можно убедиться, что любой термин может занять нейтральную позицию, если два остальных осуществляются в обусловленных качествах. Попробуйте самостоятельно комбинировать ими с соответствующими для себя выводами.

Правила извечны, игры преходящи.

Гармоническое соединение в сутях – это состояние блаженства, не означающее, что оно проявляется только в состоянии молитвы, медитации, созерцания или покоя. В повседневной жизни, в любой сфере деятельности полнота состояния, вбирающая в себя «здесь – как – что», проецируется в реальность, как процессуальное «как» разума, «что» сердца и «где» тела. Говоря иначе, можно негодовать, не расплескивая «амриту» сердца; структурировать, удерживая полноту пустотного разума и работать, удерживая ощущение релаксации тела.

Душа – куб, а проявляет себя в квадратах.
Лидбитер

Контакт между объектами на уровне только относительного или ассоциативного образа мышления – это контакт с самим собой, увеличивающий (гордость) или подавляющий (скромность) значимость своего «эго». То и другое явная или скрытая гордыня. Суть, обусловленная целью, создаёт иллюзию сути.

 

 

Иллюзия контакта – это общность интересов, при их реализации такой контакт распадается.

Гармоничный контакт графически можно выразить треугольником:

 

 

Истинный контакт между объектами представлен в виде основания треугольника, который предполагает любой вид деятельности. Главным условием для такого контакта является соединение проекций их деятельности в вершине (сути), лишенной обусловленности мыслеформы.
Главным отличием от иллюзии контакта является удовлетворение в виде катарсиса (это происходит не во время, а после окончания контакта).

Бросился Иванушка-дурачок в кипящий котёл и вышел молодым,
Прыгнул вослед жадный купец - и сварился заживо.

Контакт в треугольнике сути разума порождает взаимное уважение, в сути сердца – дружбу, в сути тела – между мужчиной и женщиной – деторождение, вне сексуальных отношений – благотворительность. Муж и жена, наведя мосты трёх сутей к трём сутям другого, составляют полноту брачных отношений (два в одном через три «треугольника»).
Истинный (гармоничный) контакт между людьми – это также естественная потеря в них тех черт, которые определяют характер.
Характер – это неразрешенный внутренний конфликт (хроническая болезнь дисгармонизации трёх сутей). Его вечное желание – быть понятым. Но в обусловленном мире не может быть одинаковых мыслей, чувств и тел.
Наше обусловленное «я» вечно витает между позитивным и негативным, так и не находя покоя.
Если ты недоволен, значит удостоверяешь своё самодовольство.
Двоичный разум, получив власть в трёх искушениях, рождает число зверя (3?2, 3?2, 3?2)
Причина страдания в том, что всё есть + или -.
Три причины: свинья (тело), петух (чувство), змея (разум).
Пять ядов: заблуждение, ненависть, алчность, зависть, гордость.
Три уровня страдания:
Телесное – это всегда рождение, старение и смерть.
Ментальное – невозможность удовлетворить симпатии и антипатии.
Страдание всего мира – соучастие.

Мой знакомый как-то рассказывал мне об одном интересном случае. У одного профессионального виолончелиста постоянно были проблемы с левой кистью. Рука часто внезапно уставала и зажималась без видимых на то причин, хотя при самых виртуозных упражнениях этого никогда не происходило. Множество советов, консультаций и своего трудолюбия применял он, но всё было безрезультатно. Иногда музыкант на этой почве был на грани психологического срыва и думал вовсе оставить исполнительскую карьеру. И однажды, совсем отчаявшись, он обратился к парапсихологу-экстрасенсу. Доктор, ничего не обнаружив, предложил своему пациенту прийти ещё раз вместе с виолончелью. Детали обследования мне не известны, но врач выявил у него во время игры сильное напряжение большого пальца левой ноги. В дальнейшем музыкант полностью освободился от мучавшей его столько лет «болезни».

Пища

Из пищи возникают существа, - затем пищей они и живут, и в неё же
они входят под конец.
Упанишады

Всё существующее есть «пища» или «жертва».
Господу нравится, когда частица движется к целому (человеку дана воля понять и осуществить это). Звук как свойство эфира (акаша) возвращается в свою суть и поглощается ею (т.е. звук является пищей для эфира). Эфиру «нравится» питаться тем звуком, который соответствует свойству эфира (самоквантованию) и не «нравится», когда звук, порабощённый реактивной фазой существования, задерживается, «утяжеляется» в грубых формах материи – что не соответствует Закону Гармонии. Переход в нижележащие сути (элементы) препятствуют и задерживают их собственный процесс самоквантования.
В человеке, также как и в макромире, есть центры семи сутей (5 элементов, составляющих тело, плюс душа и разум).
Так же, как желудок, нуждающийся в высококачественной еде или лёгкие - в чистом воздухе, так и ухо нуждается в качественном звуке, глаз – в таком же образе, нос – в запахе, язык – во вкусе, пальцы – в касании, сердце – в чувстве, разум – в мысли. Пища – это качество соответствия каждой сути по их основным трансцендентальным свойствам. Как же различать качество «пищи» (соответствия), если одному нравится одно, а другому – другое? Основное отличие состоит в катарсисе, т.е. чище ли, легче, свободней, счастливей, нравственней стал человек после приема «пищи».
Правильно удовлетворяя эти сути, человек соединяется с чудом - макро и микромир становятся едиными. Человек тогда живёт в Боге и с Богом. У ребёнка с самого рождения три ипостаси его бытия находятся в сущностной фазе, т.е. «что - как - здесь». Весь секрет его воспитания, образования и развития каких-либо навыков заключается не в подмене, а в удостоверении и сохранении трёх органично соединенных сутей при разнообразии форм их проявлений во внутреннем и внешнем мире.
Ритуал – древнейшая форма удержания сутей, всегда таинственная для человека, при которой информация («пища») питает свой центр (центры), минуя аналитическое «почему? как? зачем?» и т.д. – т. е. внешний ряд ритуала служит не доказательством, а удостоверением закона Господа.
Такая «пища», отшлифованная религиозной практикой однородна и соответствует своему центру (сути). Человек, лишенный ритуальной культуры, спонтанно ищет и оформляет нечто подобное в своей деятельности. Например, молодежные течения панки, хиппи, рокеры и др. со своей атрибутикой, сленгом, танцем и пр. создают «ашрам» удержания сути без соответствия его с «пищей», создается т.н. псевдоритуал, лишенный катарсиса.
Проблема «пищи» - это задача матери, отца, наставника и общества. В наше время редкое счастье для ребенка, если он в лице естественного авторитета (мать, отец) приобретает дальнейший духовный рост в их же лице.
На чистом листе бумаги (душа ребенка) родители априорным языком любви пишут «тексты» своего мировоззрения, созидая будущую осмысленную матрицу личности. Дай Бог, чтобы этот текст был «пищей» для сутей. Если этого не происходит, ребёнок перенимает от родителей свойства и объекты симпатий и антипатий. Шкалу и иерархию ценностей ребёнок перенимает у тех, кого любит, к кому привязан, и со временем накапливается его ассоциативный ряд, закрепляющий данный реестр ценностей, включая ряд и степень пристрастий, их значение в событийном мире.
Ассоциации, в свою очередь, утверждают и шлифуют стереотипы различных сфер утилитарной деятельности и являются базисом для установления и строительства мировоззрения. Но стойкие, закреплённые даже на психофизиологическом уровне, реакции, если их формирует ассоциативный ряд есть всё-таки иллюзия.
Почему?
Потому, что закрепляется связь: «разум + разум», «разум + чувство» и «разум + тело». Об этом уже не раз говорилось выше.
Ассоциативный ряд играет положительную роль тогда, когда, наоборот, позволяет отказаться от вторжения в три ипостаси мыслеформы. В противном случае закреплённые психофизиологические реакции реализуют иллюзию уже на уровне коры головного мозга. Стереотипы - это постоянно повторяющиеся раздражения определённых цепочек нейронов («протоптанная тропа»), что формирует в соответствующих участках архитектонику коры головного мозга. И, может быть, тогда и появляется «вера», как идеология, «счастье», как процесс борьбы, и «свобода», как вседозволенность.
Ассоциативный ряд является не полноценной пищей для сутей.

Ухо

…прана увела от зла ухо. Когда ухо освободилось от смерти, оно стало странами света.
Эти страны вышли за пределы смерти…
Анугита

Рассмотрим основные компоненты, составляющие необходимую цепочку для функции органа слуха.

Источник звука. Мы уже говорили, что, несмотря на множество различных звуковых явлений вокруг нас, каждый звук участвует в своей определённой зоне (группе) однородных тел, определяющих цикл (период). Во множестве фаз проявлений различных циклов множества систем звуки являются также результатом взаимодействия их одновременного сосуществования. Несмотря на то, что ряд систем проходят стадию становления или разрушения, что порождает ряд неустойчивых вибраций, не соответствующих закону кратности, общий фон бытия в своей суммарной вибрации, как и в различных нишах своего сосуществования, даёт устойчивый, гармоничный цикл или период. Эти «звуки» по закону кратности (кванта) распространяются (разъединяются или объединяются) в сторону макро- и микромира.
И если мы поймём общую тенденцию процесса, не выходящего за пределы своих параметров (условий существования), то в общем «хоре» взаимосвязей можно «услышать» определённый суммарный тон, как результат устойчивой функциональной системы с достаточно жёсткой структурой. Это как гомон птиц, где крик каждой из них является «случайной» (реактивной) фазой дискретного момента причинно-следственной связи, но в сумме разных высот их общий тон вписывается в частную (ниша) и в общую гармонику (экология) природы.
Нет такого явления, к которому нельзя было бы подобрать ряд простых чисел; так же как нет такого движения, несмотря на различные скорости и траектории, которое нельзя было бы отнести к равномерно периодическому, т.е. к покоящемуся. Нет такого звука, которого нельзя было бы соотнести к основному постоянному тону. Звук, постепенно меняющий, как сирена, свою высоту и аритмичные удары вызывают тревожные чувства. Наш слух предпочитает постоянную высоту или такую линию движения звука, которая подразумевает продолженный звук и равномерность его проявлений, что предполагает постоянно звучащий тон, монотонность которого уже воспринимается как покой и тишина. Ритм и высота являются одним и тем же свойством звука. Их различие состоит только в количестве колебаний за какой-либо отрезок времени.
Тишина также проявляет свойство периодизма и таит в себе ту же природу.
Племя, живущее возле огромного водопада, не слышит грохота падающей воды (Платон).
Цикличность (периодизм макро-микромира) воздействует на нас как благо, даже если слух не улавливает колебания. Тайное и вечное благо – так через ухо мы ощущаем Закон, не ведая и только чувствуя его внутри и вне нас. С давних пор человек благоговел и мистифицировал улавливаемый ухом звуковой импульс постоянного объема: река, водопад, пещера, дупло дерева, стук сердца, тетива, кувшин, эхо, звуки птиц, животных и многое другое. Статичность и повторяемость этих явлений доставляло человеку радость и спокойствие. Апериодичность, неравномерность и неустойчивость звуковых явлений несло в себе информацию о реактивных проявлений природы и человека. Но кроме привораживающих явлений периодизма, человек отбирал и искал те звуковые феномены, которые приближались к его антропометрической константе высоты и ритма (темпа), как некого эталона чувственного понимания Логоса и его Великого Безмолвия. Физиологические константы человека согласуются с законом вселенной. Первый крик новорождённого, «синусоида» позвоночника и другие параметры человеческого тела, которые связывают и проявляют взаимоотношения (пропорции) между объёмом (тройка), плоскостным выражением объёма (двойка) и длины (3\2) частей тела. Например, череп, как резонатор «струны» (длины) позвоночника, между слуховыми проходами и др. – всё это устанавливает в самом человеке необходимое и естественное состояние (триалитет: свобода – интуиция – понимание) чувствовать себя как часть целого и целое как часть.
Поэтому, устанавливая и определяя любую физиологическую константу человека, выраженную через колебания (звук), мы тем самым уже входим в систему Космоса и его единства. Поиск и закрепление найденного звукового эталона в природе или в самом человеке – это один и тот же процесс, путь. Магнетизм равномерных ударов (ритм) отражает то же условие поиска и закрепление эталона, как кратность этого определённого чередования к высотной константе звука.
Ритм и высота – отражение (проекция) единого пульсара вселенной (Логоса). Звук, соответствующий своей сути, это максимально выпрямленный («белый») звук, богатство которого не достигается внешним воздействием, а как будто изнутри высвечивает его возможность рождать обертоны (т.е. самоквантоваться в присущем ему спектре-элементе). Физически такой звук максимально приближается к правильной сфере (он как будто висит неподвижно и не зависит от акустических возможностей среды; опыты В.Б.Гладкова).
В ритмическом аспекте – это настолько чёткое чередование импульсов (ударов), что психологически не даёт ощущения движения. В “белом” звуке происходит такое же ровное чередование периодов гармонического колебания (об этих свойствах мы ещё будем говорить подробней).
Боги сказали уху:
Пой для нас.
Хорошо – сказало ухо и стало петь, доставляя наслаждение себе и богам.
Асуры набросились и поразили ухо злом…
Упанишады

Среда. Если мы рассмотрим тропосферу Земли, не только как одну из пульсирующих «дышащих» оболочек элемента «воздуха», но и элементов более тонкого порядка (до сверхмалых частот и последующего их перехода в эфир, как планетарного дыхания самой тонкой физической энергии, - и затем духовные оболочки Земли), - становится ясно, что в синархическом единстве собственно среды не существует. А если она и есть, то как понятие относительное и обусловленное процессом (реакцией) на «местном» феноменологическом уровне.
С этой позиции среда выступает как передатчик любого качества звука. Если среда более явно проявляет любое качество звука, - например, эхо в горах, в купольных зданиях и прочих проявлениях реверберации, - то здесь среда проявляется как равноправная проекция колебаний пограничных систем (передача колебания другому элементу). Иначе говоря, в рядовом случае (любая реакция способна издавать звук) среда, как горизонталь, является пассивным проводником всех звуков. Но среда как элемент (вертикаль) «облагораживает» звук, т. е. влияет на сущностную часть звука, и, в то же время, среда как пассивный проводник усиливает реактивную, обусловленную часть звука. Качество источника звука влияет на среду, как и качество приемника (человек, способный слышать, коммуникативное, духовное, ритуальное воздействие) влияет и даже формирует среду, как проявление постоянного свойства элемента. Среда, таким образом, является фильтром и стражем, экзаменующей звук и, проявляя суть (универсальность) звука, перестает быть пассивным передатчиком звукового импульса. Проблема среды – это проблема источника, у них одна общая задача: переход из одной вибрационной системы в другую. Если источник не способен среду превратить в источник другого элемента, то звук такого источника «спускается в ад», т. е. дисгармонизирует квантовую систему своего элемента, что заставляет сам элемент «тяжелеть», тонуть в более грубых ацикличных сферах («душа томится в темнице»).
Переход от «тяжёлого» к более «лёгкому» элементу происходит тогда, когда источник звука приближается к сфероиду. Любой звук желает достигнуть своего лона (Камадук, Камадену – божественная Корова) и дальше до Великого Безмолвия.
«Белый» (выпрямленный) звук (сфероид) может достичь Камадену. Если на его пути среда не препятствует ему, а проявляется как вторичный источник звука (вибрации), передающий в свою очередь эстафету следующей сути (среде) по синархической лестницы элементов до эфира (состояние безмолвия) и далее к Логосу и Господу. Как уже упоминалось, среды являются стражами закона вселенной, не пропускающие вибрации, не соответствующие Логосу. Система, не прошедшая такого испытания, остаётся в своей карме, отяжеляя её (инволюция, разрушение, т.п.).
Приёмник звука. Мы не будем рассматривать приёмник как среду, которая сама может стать источником, ибо в таком круге представлений всё есть среда, всё есть приёмник и всё есть источник. Здесь нас больше интересует воспринимающий колебания орган: слух человека.
Ухо как чувственный орган определяет пространство (устанавливает местоположение источника звука) и определяет качество звука (громкость, тембр и пр.), то есть воспринимает информацию о внешних (реактивных) связях мира. Эти взаимосвязи есть необходимые факторы для регуляции различных процессов адаптации, коммуникации и пр., дающие необходимый для человека слуховой опыт. Основная цель таких факторов войти в равновесие с реагентом. Положительная эмоция выражает присутствие этого равновесия, отрицательная - его отсутствие.
Ухо как приёмник звуковой волны использует три элемента и их среды («земля-вода-воздух»), трансформируя эти реакции в биоэлектрический потенциал, осуществляя далее связи с центральной и периферической нервной системой. При множестве адаптационно-коммуникативных связей в их различных проявлениях соответственно обогащается слуховой опыт (условно-рефлекторный, реципрокный, ассоциативный, аналитический, профессиональный и пр.), - т.е., слуховые навыки органично слиты с осознанием своего «я». Но нас интересует иной аспект нашего слухового восприятия.
В обусловленном (овеществлённом) мире нет звука (вибрации) в чистом виде, несущего только относительную (реактивную) или только абсолютную (сущностную) часть своего проявления. Эти два качества звука существуют всегда вместе. Но есть такие реактивные состояния, которые позволяют почувствовать и максимально приблизится к сущностной природе звукового феномена. В приведённом выше примере с океаном – это полный штиль, как реактивная фаза, выражающая абсолют спокойствия его глубины.
Нечто подобное происходит и со звуком. Не связанная (вне наших понятий, ассоциаций, установок, образов, символов) реакция нашего уха на звук спонтанно тянется к максимальной выравненности звука (non vibrato) звуковой волны (штилю океана), насыщая нас энергией и трансцендентальным опытом сопереживания такого явления. Неосознанно удостоверяя закон распределения и перехода одного вида энергии в другой (более высший, глубина океана), понятно, что это чистая «пища» для уха, т. к. оно при этом акте (помимо нашего опыта) приобщается к единому принципу мироздания, насыщаясь полнотой сути. Так слышать – значит свободно пропускать через себя (источник – среда – стражник на пути вверх) суть, т.е. быть естественным фильтром для звука. Ухо, связанное с многообразными комбинациями наших представлений (ассоциативное ухо), вряд ли может быть чистым фильтром для добывания энергии сути. И поэтому такой опыт постоянно жонглирует формами, подразумевая степень нашего пристрастия к овеществлённому миру, независимо, какие эмоции при этом испытывает человек.
Итак, разделив процесс на три составляющих фактора (источник, среда, приёмник), обнаружилось, что в своих сутях все три компонента в равной мере можно назвать одним из них. Контакт, приближающий нас к оптимальному воссоединению этих трёх компонентов, дан в некоторых триалитетах:
ИСТОЧНИК СРЕДА ПРИЁМНИК традиция аура места задача, цель, установка авторитет учителя коллективная аура упражнения авторитет прослушиваемого психологические условия медитация
оценка индивидуальный подход результат

 

Отступление

Пир

Пришли к одному человеку как-то гости. И поставил хозяин перед ними своё любимое, изысканно приготовленное кушанье на огромном блюде. Сели все за стол и начали есть. Один выбрал себе изюм, другой – чернослив, третий – орехи, четвертый – халву. Каждый ел то, что любил. А шестой гость взял себе не выбирая то, что попалось под руку. Все гости ели и хвалили хозяина.
А на прощание хозяин сказал:
- Я очень рад, что вы посетили мой дом, но огорчен, что вам так и не удалось отведать моего блюда.-
И обращаясь к шестому добавил:
-А ты - всегда желанный гость в моем доме.

О вкусах не спорят (если обе стороны их имеют).
О вкусах спорят, если оные обусловлены характером (внутренним конфликтом) спорящих.
В обусловленном нет ничего одинакового. Но может быть одинаковое молчание, блаженство и свобода, ибо мудрый никогда не будет выбирать или сравнивать.

В поисках звука

Пожалуй, нет такого музыканта, который в своей практике не сталкивался бы с удивительным явлением. Его инструмент вдруг начинал звучать необычайно проникновенно, какое-то глубинное таинственное свойство звука, не требующее искусственного вибрато, самопроизвольно руководило пульсирующим богатством такого звучания, распространяясь на инструмент, пальцы, тело, сердце и на всё пространство, заставляя исполнителя, затаив дыхание от восторга, заворожено наблюдать за этим чудом.
Такой звук часто выявляет достаточно ярко звучащие обертоны, иногда приобретает не привычный для инструмента тембр и ритмическое биение. С точки зрения физической акустики любой звук представляет собой определённую сумму кратных частот (обертонов), т. е. имеет свой спектр звучания. В природе не существует звука состоящего из одного гармонического колебания. Обертоновый ряд звука не бесконечен и имеет свой максимальный критический объём (тон), не превышающий линейную характеристику вибрирующего источника звука (В. Б. Гладков). Под линейной характеристикой подразумевается свойство материала производить звуковые объёмы, выраженные в радиусах, верхний и нижний предел которых и определяет тембро-частотное основное качество того или иного источника колебаний.
Максимальное акустическое поле человека обусловлено длиной его позвоночника. При расчётах оказывается, что этот максимальный объём, диаметр которого соответствует синусоиде позвоночника (синусоида здесь, как развёрнутая окружность), в среднем равен 440 кол/сек и при своём квантовании соответствует минимальному объёму в области сердечной чакры. В звуковом аспекте это проявляется как певческая форманта (пилот-тон), дающая голосу особую полётность и свойство заполнять пространство даже при неблагоприятных акустических возможностях зала.
Певческая форманта находится в интервале частот от 2–х до 4–х тысяч герц в зависимости от возраста и пола человека. В этом же интервале частот находится самая чувствительная рецепторная часть улитки (волосковые клетки кортиева органа), способная улавливать вибрацию барабанной перепонки с амплитудой волны в 0,01 мм, т. е. менее 0,0001 длины волны синего света.
Если форманта голоса согласуется с главным опорным тоном (синусоидой позвоночника, что соответствует L=0,78 м =440 герц), то и извлечение свары на музыкальных инструментах должно согласоваться с опорным тоном, что в свою очередь более явно выявляет его форманту (-ы). Звучание такой «сварической» ноты ля (440 кол/сек) проявляется в явном или скрытом биении тона, соответствующему ? 80 уд/мин (оптимальная работа сердечной мышцы).
Несмотря на технические различия инструментов и различные школы музыкального обучения, был и есть самый простой и фундаментальный принцип освоения звука. Это, независимая от обстоятельств, любовь и преданность к музыке, инструменту и просто к звуку, – что спонтанно и естественно даёт правильную установку на восприятие, беспрепятственное прохождение звука через все три сути. А это, как мы обсуждали выше, гармонизация трёх ипостасей человека.
Как уже не раз говорилось, в человеке осуществляют взаимодействие семь элементов и их сред. И если следовать от самого «тонкого» к более «плотному» элементу, то максимальная степень квантования сверхтонкого (максимальный критический объём) далее служит для следующего уровня энергии минимальным объёмом (матрицы) для последующего квантования уже иного качества энергии – и так до самого плотного вещества.

Мысль ---сердце---эфир---свет---воздух---жидкость---земля (скелет)

Но невозможно связать лучи солнца, они соединены только в своём центре. Глаз не может слышать, как ухо – видеть. Все органы чувств человека, питая соответствующими качествами свои центры (сути элементов), сходятся в едином центре (сердце) и там становятся не различимы. И не всякая «пища», питающая тот или иной орган чувств, может достичь своего центра. Причина или в «пище» (не соответствующий источник), или в не подготовленности «едящего». Полноценная «пища» - это традиционно преемственная «школа», сохранившая и сохраняющая свой источник, в непосредственной или опосредованной форме таящий в себе герметическое знание. Откровения великих подвижников, чьи труды не подвластны времени – вот естественная преемственность, где очевидность более любить плоды своих учителей, нежели искренние свои, является негласным законом. У обучающегося нет выбора, ему ещё надо потрудиться, чтобы подойти, получить и съесть эту «пищу».
И однажды учитель скажет:
- Ты уже – мастер, а не ученик. И у тебя теперь есть выбор.

И вторая причина есть невежественность. Вне «школы» это явный или скрытый вызов Закону, в котором выражен выбор как желание удовлетворить своё обусловленное «я».
И есть ещё один волшебный путь. Когда безо всякого видимого обучения в бесконечно открытом для интуиции сердце рождаются новые, неведомые доселе людям песни! Значит родился каменщик, и он будет возводить фундамент для будущего дома!

Камадук – вечная корова желаний. Где ты? Внутри нас? Нет, - отвечает она, - познающий меня – вне меня, знающий меня – во мне.

Свара – санскритское слово, означающее «звук», «тон», но мы в дальнейшем будем пользоваться этим термином, обозначающим сокровенную, сущностную природу звука.
В индийской традиционной музыкальной теории и практике, которая неразрывно связана с религиозным сознанием и медитацией, сваре уделяется огромное внимание. Ибо можно виртуозно овладеть техникой исполнения, но если эта техника не способна удерживать свару, такой музыкант независимо от карьеры будет обслуживать аудиторию, удовлетворяя себя и других только внешними факторами музицирования.
Найти и удержать свару – это, собственно, медитация через звукоизвлечение. А медитация – это решение проблемы гармонического соединения трёх ипостасей в человеке.

«Где (процессуальное) – везде (остановленное) в ощущении релаксации тела – «что (процессуальное) – как (остановленное)» в чувстве блаженства сердца – «как (течение мысли) – что (остановка мысли до её исчезновения)» пустотность разума.
«Везде – как – что» человека согласуется (резонирует, проецируется) с «везде – как – что» Космоса (Пуруша).

Обнаружить и удержать сущностную (остановленную) часть одной из ипостасей – это значит одновременно осуществить в себе две остальные сути. Поэтому ясно, что привлечение к медитации звукоизвлечения должно лишиться какой-либо целевой, установочной позиции. Та или иная установка является только средством для оптимального входа в медитацию. Любая оценочная мысль, независимо, положительная или отрицательная, - уже нарушает необходимую внутреннюю гармонию трёх сутей.
Дыхание, соразмерность и постоянная скорость вдоха-выдоха – чрезвычайно важны не только как целебнодействующее состояние, но и как необходимое упражнение для извлечения сварического звука голосом или на духовых инструментах. Без нахождения центра тела, как некой нейтральной точки с последующей релаксацией, невозможно проявить дыхание покоя (дыхание, заключённое в равномерный период вдоха – выдоха). Вдох и выдох при этом не обязательно равен между собой, но преимущество отдаётся выдоху. Можно начать осваивать такое упражнение в соотношении вдоха и выдоха как 2:3 с последующим увеличении времени выдоха 2:4, 2:5 и т.д.
Действие, которое не соответствует этому режиму – это психологический акт удержания состояния, достигнутого благодаря периодическому дыханию и стремящегося в своё исходное состояние (т. е. действие из состояния покоя).

Главным преобразователем становится душа человеческая, влияющая не только на тембр и полётность звука, но и на сам инструмент, изменяя его на реальном и мистическом уровне. Всё становится инструментом (проводником, фильтром), - собственно музыкальный инструмент; исполнитель, чувствующий себя инструментом, не внедряющимся индивидуальной волей и сознанием в единый чудодейственный поток вибраций; и музыка, как некий ключ, позволяющий открыть двери воссоединения части и целого. И уже вся вселенная дышит, пульсирует радостью своего бытия и любви во имя Господа. Человек замыкает в своём акте необходимую цепочку, разорванную когда-то своим сознанием («…змей обольстил меня, и я ела…») и осуществляет единственную свою миссию на земле – духовную самореализацию. Это одна из причин, почему электронно-програмная музыка всегда будет иметь только умозрительную актуальность, никогда не изведав нектар преодоления самой себя, как тайны приобщения к тайне.

И явился к человеку Господь.
Упал перед Ним человек, возложил у Его ног свои труды и сказал:
- Всё это я делал ради Тебя и с чистым сердцем!
- Я знаю, - отвечал Господь – но мой первый вопрос к тебе совсем другой.
Кому из душ дарил ты свою любовь и делал её счастливой?