Ольга Чугай

ПАЛЕОЛИТ, НЕОЛИТ: СИМВОЛЫ ФЕРТИЛЬНОСТИ


 

Человек – часть природы и человек - существо, созданное Творцом по своему образу и подобию – то есть любимое чадо Бога – Творца, вернее, Бог, Творец и создатель новой реальности на манер и в оправдание создания того же Бога. Если бы Бога не было, то его надобно было придумать. Так вот, едва оторвавшись от земли верхними конечностями, он - то бишь, человек, сам стал придумывать себе бога творца, вернее богиню. Об этом далее…
Первыми всерьез философствовать и подводить итоги существования человека и человечества стали, как известно, греки. Они обо всем за нас подумали и расстарались. Они и любовь придумали, как считают некоторые. Эрос они отнесли к низшей категории чувств. Мифологические предки и сами боги с точки зрения греков вообще не гнушались любить животных, самим превращаться в оных для удовлетворения своей божественной похоти и по всей античной мифологии, по ее вспаханному и густо засеянному полю бегают всесильные и глуповатые небожители, которых обводят вокруг пальца лукавые и изобретательные человеки. Особый счет греки предъявляли своим мифологическим дамам. Зачем, спрашивается, Пасифае рожать от быка, а Леде - от лебедя? Почему Европа дала себя умыкнуть тому же быку? Возможно, у греков была буйная фантазия… К нашему разочарованию не фантазией руководствовались греки, а создавали свои конструкции на руинах мифов предшественников, используя более архаические мифы для создания своих. Перволюди создавали свои первые мифы за несколько тысячелетий до греков. До греков, с точки зрения самих греков, на земле безраздельно царствовал Эрос,- древний и могучий, как воплощение всеобщего инстинкта размножения. Почему его «усыновила» Афродита, откуда у него крылышки и лук со стрелами? Это предстоит выяснить. Почему он такой юный, если он такой древний? Вот уже и накопились вопросы то ли к грекам, то ли к археологам, ибо в дописьменной истории столько всего было, что придется использовать и греков и археологов в качестве свидетелей. Начать хотя бы с мифа творения – с романа Эвриномы со змеем Офионом. Ссылаясь на своих предшественников, пеласгов греки повторили за ними один из вариантов древнейшего мифа творения.
Предки древних греков, и не только их предки - носители кочевой культуры азиатской «глубинки» разрушили древнейшую цивилизацию своих предшественников – земледельцев юга и юго-востока Европы и передней Азии.
Кочевники, с их обязательным воинственным богом-отцом вторглись на территорию, где безраздельно царствовала великая Богиня Мать.
Геродотова история поначалу и была единственным источником информации о более древних временах. Поиски Атлантиды - неувядающий миф современности. Атлантида найдена еще в девятнадцатом веке. Трипольская культура или осколок цивилизации древней Европы тогда совсем не взволновал человечество. Чуть раньше Шлиман откопал Трою – еще один осколок Атлантиды. В семидесятых годах недавно ушедшего века откопали почти все. Кажется, любопытство удовлетворено. Продолжают искать Атлантиду. Может быть, найдут. И Шамбалу найдут. И Гиперборею вместе с песьеглавцами и прочими химерами. Все еще живем по Геродоту. Исследовать только некому, и финансы утекают в другие области. Тоже красиво. Появились городские шаманы. Интересно. На каком языке заговорят с нами жители Аркаима – предмета поклонения наших национальных чайников? А пока можно погрузиться в густой бульон исторических исследований, в котором плавают аппетитные куски геродотины, приправленной зоопсихологией. Эротика эпохи неолита. Спросите у папуасов. Они знают лучше нас, чем пахнет любовь. А в наших заблуждениях и фантазиях виноваты все те же греки; на сей раз Платон. Мы ему верим. Платон думал, что он думает головой. Папуасы, поэты и художники знают, что думать надо руками или всем телом. Тогда появляется неолитический или праксителев шедевр - продукт вселившегося в человека бога – демона – беса – демиурга. Извиняюсь за пафос. Но вопрос в том, что изображал в творческом экстазе житель палестинской пещеры или сибирского шалаша – божество внутри себя. Поэтому недурно будет вспомнить, с чего все это начиналось.

Шесть миллионов лет назад наши предки – некрупные приматы стали бегать на двух ногах: видимо в африканской саванне тогда росла очень высокая трава, и пришлось сменить четвероногость на двуногость. Двуногое без перьев оказалось шустрее и смышленее двуногих пернатых страусов и кур. Объём черепной коробки постепенно увеличивался. Примат умнел и через несколько миллионов лет обзавелся первобытной культурой. Он стал рисовать на стенах пещер реалистические изображения зверей. Бизоны, олени, лошади, горные бараны разгуливали по первобытным картинам в гротах Ласко и Мадлен на юге Франции, в Каповой пещере в России на скалах Сибири. Первобытные художники великолепно передавали движение, пользовались минеральной краской и были точны в передаче цвета.
Высокая эстетика изображений говорит нам о тонком художественном чутье безвестных анималистов. Следы от ударов дротиков или копий не оставляют сомнения в том, что рисунки предназначались не для созерцания, а для ритуала. Первобытная магия, могучая доисторическая сакральность, которую мы никогда не расшифруем до конца, будоражат воображение, порождая современные мифы о первобытных мифотворцах. Для них миф объяснял мир, обозначал подлинное, реальное событие – сакральное, первородное откровение. Человеческие существа тех доисторических времен оставили нам изображения своих богов. Так называемые «антропоморфные» статуэтки, относящиеся к Верхнему Палеолиту. Около ЗО тысячелетия до нашей эры – это полногрудые и толстозадые тетки с признаками патологического ожирения. Ученые в девятнадцатом и двадцатом веке предполагали, что подобные фигурки отражали идеал красоты пещерного человека. Их даже окрестили «палеолитическими Венерами». Исследователи не придавали особого значения предметам, сопровождавшим этих «Венер». Змеи, обвивающие роскошные чресла, турий рог в вытянутой вперед руке, знаки и полосы, выгравированные на каменных или костяных фигурках – все это именовалось атрибутами, и на этом заканчивался анализ палеолитических матрон.
В конце двадцатого столетия, изучая материалы более поздних эпох, исследователи пришли к выводу, что роскошные формы и странные знаки - суть метафоры, красочно отображающие прародительницу всего сущего – Великую богиню, которая, совокупившись с ветром в образе змея, породила, возникнув из хаоса, и небесную, и земную твердь, и все сущее. Праматерь была символом всеобщей фертильности и родоначальницей всех живущих на земле тварей и растений, и вплоть до возникновения более поздних мифов, она была главной фигурой, олицетворявшей жизнь.
У некоторых современных народов почитание матери – отголосок тех времен.
Итак, предполагаемая праматерь найдена. Следы ее присутствия обнаруживаются даже в письменном памятнике. Ветхозаветная Ева, лишенная демиургических свойств - все же именуется праматерью человечества. Метафора – в прямом смысле привела к созданию устного и вполне материального образа из камня и мамонтового бивня. Повсеместно - в удаленных друг от друга регионах обнаруживались изображения креативного существа с ярко выраженными признаками женского пола.
Гигантская грудь изливала с небес дождь, гигантское чрево вынашивало и порождало всё живое. Еще одна поразительная метафора возникла вместе с образом матери и змея. Мировое яйцо – вот итог поэтических прозрений ископаемого человека. Наверное, для исследователей древности человек и его бренные останки – самое полезное ископаемое.
По этим скудным данным все же восстанавливается картина религиозных представлений предков. Поддержание и продолжение жизни, поиски ответа на вопросы о смерти и бессмертии, могилы, остатки жилищ и святилищ - материал, с которым придется сталкиваться постоянно тем, кого интересует прошлое. Попытка проследить зарождение и развитие нашей культуры привела к появлению множества всевозможных теорий.
Изобилие женских изображений в дописьменных культурах еще в девятнадцатом столетии натолкнуло европейца Бахофена и американца Моргана на мысль о так называемом «матриархате». Под матриархатом Бахофен подразумевал такое устройство общества, при котором почти с зеркальной точностью отражая известный порядок вещей, человечеством управляли женщины. В эпоху безраздельного царствования мужчин – от божества до мужа, такой вывод не казался ошибочным.
Естественно, за столетие исследователи далеко продвинулись в изучении вопроса доминирования того или иного пола в обществе, но ответы на множество вопросов, так волновавших гуманитарную общественность, еще не даны. Скорее всего, в палеолите бродячие и полуоседлые группы возглавляли сильные физически мужчины – вожди или шаманы, но мать – прародительница все же почиталась и была центральной фигурой палеолитического пантеона.
Позже, с возникновением оседлого образа жизни и появлением земледелия усложнились и взаимоотношения человека с божественной властью. Раскопки семидесятых годов двадцатого века совершили переворот в нашем представлении о развитии цивилизаций.
Сенсационные открытия конца шестидесятых – семидесятых годов прошли мимо советских историков и археологов. В это же самое время европейцы буквально перекопали всю переднюю Азию и южную Европу. Американская исследовательница литовского происхождения Мария Гимбутас опубликовала более двадцати монографий, посвященных так называемой «цивилизации богинь». Возникло понятие «неолитическая революция». Изменились представления о религии и культуре новокаменного и бронзового веков.
Новые исследования дали толчок развитию исследований в области мифологии, этнологии, компаративистики и породили не только научные, но и «чайнические» статьи и книги.
Цивилизация «богинь» по сути дела была древнейшей из известных на сегодняшний день земледельческих цивилизаций. Структура тогдашнего общества еще до конца не исследована, но археологи находят уже не временные стоянки человека, а постоянные поселения с каменными или глинобитными жилищами, храмами и хозяйственными постройками. Открытия древнего Иерихона и поселений Чатал Гююк и Хаджилар в Малой Азии, поселения в Месопотамии и Болгарии, Югославии, Румынии, Молдавии, Греции и на Украине, а так же в Иране и Южной Туркмении. Храмовые фрески Чатал Гююка и замечательная пластика статуэток Хаджилара дают представление о богатой духовной жизни этих людей. Центральное место в пантеоне занимала все та же дающая жизнь Великая Богиня. Однако мы видим ее уже в нескольких ипостасях, из которых основными были три: «дающая жизнь», «плодоносящая» и «уводящая в загробный мир». Три возраста богинь: дева, мать и старуха. Основной темой божественного символизма было действо зарождения жизни, смерть и возрождение. Дающая жизнь богиня изображалась в натуралистической позе роженицы, богиня плодородия, размножения и умножения всего сущего была беременна и обнажена; обнаженной была и богиня смерти, но ее формы уже не отличались массивностью – она была почти беспола.
Смерть не фатальный исход человеческой жизни - а лишь одна из фаз бесконечного цикла. Бесконечное повторение уходов и возвратов, метампсихоз, бессмертие циклического времени земледельца. Люди, как в библейском раю считали себя бессмертными, а, следовательно, и были ими. Партеногенетическая богиня была еще и трикстером, ибо она превращалась в птицу, бабочку, пчелу, лягушку, рыбу, и откладывала яйца – в представлении древних – поразительный пример происхождения живого от неживого, поскольку яйца не прыгают, не едят и не растут. Впоследствии, богиня обретала еще большее число ипостасей, усложнялись ее функции и росло многообразие ее портретов.
Сложнейшая система символических изображений имела и свою символику цвета. Черный был цветом жизни, плодородной почвы - жизнь обозначал и красный - кровь, огонь, а цветом смерти, траура был белый - белые кости, белый снег – зима. Из этого символического ряда возникло понятие «круглый год», изображение змеи, кусающей себя за хвост, кольца, надеваемого на палец, хотя у этого предмета было и еще одно: символ священного брака.

Круг и стрела

Сколь заманчиво понятие круга: магический круг – защита, земной круг – горизонт. Круг – метафора бесконечности, порочный круг – метафора дурной бесконечности. Круг, ограничивающий пространство, сковывающий полет стрелы познания. Пока древние земледельцы изобретали и усовершенствовали орудия труда, создавали оседлый быт, продолжали обдумывать свое внутреннее пространство, интерьер, огораживали свои поселения круглыми стенами и строили круглые жилища – толосы, расширяя и захватывая новые пахотные земли, за пределами этого защищенного пространства происходили совершенно иные процессы. И поныне некоторые народы на земле ведут кочевой образ жизни. В древности земледельческий мир был гораздо ограниченнее мира кочевого и полукочевого. Ареал обитания кочевников существенно шире, и разделяли эти два мира естественные природные преграды. Земледельцы одомашнили крупный рогатый скот, свиней и птицу – они то и были священными животными земледельцев. Кочевники передвигались с пастбища на пастбище с отарами овец и коз, совершенствуя орудия охоты: луки со стрелами, копья, дротики. Верховным божеством кочевников был, лишенный антропоморфных черт, некий бог, исходя из образа жизни, скорее всего – мужчина, громовержец воинственный и мобильный.
Устремляясь за метафорой, описывая процессы, происходившие в древнем мире, мы не должны забывать о том, что схема никогда не бывает настоящей конструкцией. Это приблизительно было так. Земледельцы усложняли погребальные обряды, кочевники сжигали своих покойников и прах заключали в урны. Земледельцы клали в могилу утварь и украшения, кочевники - оружие. Они не могли не встретиться. Собственно, степь, как кочевое сообщество всегда подходила к границам территории первоначального земледелия, особенно, когда возникала потребность в обмене товарами – продуктами земледелия и скотоводства. Именно в этих местах возникли первые города, защищенные стенами от набегов и грабежей. Там происходил и обмен знаниями. Контакты и конфликты двух миров происходили в городах. Города богатели и вызывали у кочевников постоянное желание воспользоваться легкой добычей. Город – место соблазна, точка оплодотворения и роста цивилизации. Эротическое место архаического мира. Город, как соблазнительная женщина манил мужика, бродягу, агрессора и возбуждал в нем жажду насилия. Кочевник вламывался, хитрил, добивался своего, но изгонялся с позором, чтобы снова и снова возобновлять свои попытки овладеть коварной дамой – плодородной и пышной богиней. Не стоит думать, что основные достижения неолитической революции были связаны с земледельческой цивилизацией, а современниками кочевниками не произведено ничего толкового. На самом деле дети Великой богини создали культуру интерьерного типа – пещера, храм, жилище, скотный двор, поле и выгон для скота – вселенная пахаря неолита и сегодня немногим отличается от быта крестьянина в любой точке ойкумены. Религия земледельцев слишком громоздка, основной идеей культов плодородия была всеобщая фертильность, и связанные с ней обряды, вплоть до кровавых жертвоприношений, ибо смерти нет, а есть возобновляющаяся природа. Смерть юного бога-сына угодна матери, и мифы утверждают нас в этом, ибо самой смерти нет. А что гуманисты-кочевники? Разве им были противны человеческие жертвы? Отнюдь: зачем же в Библии так пронзителен сюжет жертвоприношения Авраама. На жертвенных алтарях поклонников кукурузы гибло не меньше людей, чем у детей риса или пшеницы. В конце концов, вся жизнь – одна большая притча о любви и смерти. Поэтому о любви. О любви кочевников - к пространству, которое укладывалось в метафору полета стрелы: начало и конец движения – в конце – цель, смерть пораженного стрелой или смерть стрелы. Жизнь кочевника конечна и у стрелы охотника и у стрелы познания есть цель, и она оправдывает средства. Круг и стрела. Круг Великой Богини и стрела Громовержца должны соединиться в священном браке новой цивилизации.
Пока колесо истории медленно катилось сквозь тысячелетия, цивилизация круга так же медленно приходила в упадок. Кочевые народы из глубин Азии неуклонно двигались в Европу. Где-то в степях под нынешней Самарой они ухитрились одомашнить лошадь и приспособить ее к верховой езде. Человеко-бык и человеко-лев европейцев и месопотамцев стал человеко-конем. Кому, как не всадникам пришла в голову идея осквернить священный символ Богини – круг, насадив его с двух сторон на фаллическую ось. И…покатилось! Колесница, телега – первые экипажи человечества ускорили движение варваров к заманчивым границам оседлого мира. Первый акт драмы завоевания свершился. Предки индоевропейцев волнами накатывали на беззащитные поля Европы, предки семитов – на Ближний восток. Началась другая история, дошедшая до нас уже из письменных источников. Кочевники, не знавшие морей, дошли, наконец, до естественной водной преграды и осели на плодородных землях. Родились новые народы, появились новые мифы, в которых мужики боги бессовестно овладевали богинями и смертными женщинами. Боги явно были эротоманами. Один Зевс чего стоит. Рождались новые боги и герои, на смену Титанам пришли олимпийцы и новая Европа, не подозревавшая еще о своей бурной судьбе, устремилась по пути стрелы.
Символы европейского неолита, придумали палеолитические охотники. Древняя магия стояла на страже сохранения вида Хомо Сапиенс. Священный брак – соитие бога и богини – сакральный ритуал и в современном смысле слова абсолютно неэротичен. Следовательно, можно предположить, что сначала была сакрализация инстинкта размножения, а затем – эстетизация. Перенесение понятий столь отдаленных от нас эпох на нашу сегодняшнюю почву было бы некорректным, если бы не одно обстоятельство: древний Эрос, обуревающий всех земных тварей, все же существует. Только он не имеет никакого отношения к могучим богиням древнекаменного и новокаменного века. Великая богиня, хотя и имела все женские черты, могла превращаться в тех животных, которых он породила. Она не была матерью – одиночкой, как водится, сначала она завела (родила) себе партнера – змея, затем этот змей обрел рога - это следует из изображений рогатого змея, затем рогатый змей превратился в могучего быка - который был еще и крылат. Месопотамские «шеду» – крылатые быки. Крылатый бык - сын и супруг великой богини - греки припомнили это Пасифае и Европе. Но как изобразить самооплодотворение богини? Видимо, в образе двуполого существа – Андрогина, чьи сакральные изображения сохранил для нас земледельческий неолит. Одновременно в исчезнувших мифах богиня порождала быка, и храмы древней Анатолии хранят барельефы и фрески богини, рожающей быка. Положение супруга, рожденного самой богиней, у ближневосточных народов древности подчеркнуто в сценах совокупления богини с полуребенком. Схематическая поза родов (сидячая) породила аналог с лягушкой. Мир, рожденный из яйца от богини и ее супруга в образе змея, сказочная царевна-лягушка, поймавшая стрелу царевича-жениха - это все различные толкования мифа творения.
Эрос – инстинкт размножения у древних - имел свои природные «метки»: запах и звук брачной песни. Возможно, и своеобразная раскраска, и примитивные украшения служили сигналами к брачным играм. Обнаженное тело не было эротичным с точки зрения древних людей, так же как не эротично оно для современных дикарей, живущих в малодоступных уголках нашей планеты. Дети рая не боялись наготы и не боятся ее сейчас. Для них еще эротика не победила Эрос, и живут они в мире запахов, звуков, цветов. танцев. Изящество и своеобразная сложная эстетика их статуэток не должна смущать наше воображение – они сакральны и служат магии – единственной по тем временам формы коммуникаций между реальным и ирреальным – миром людей и миром духов, которые для них, по сути, та же реальность. Все, что было потом, - всего лишь отражение развития религиозных представлений, лишь попытка стереть из памяти поколений первоначальные формы пантеизма столь близкого к природе.
Великая богиня никуда не исчезала – она здесь. Мы наносим на поверхность листа или ткани орнаменты разных эпох и не подозреваем, что тарелка и чашка имеют круглую форму с тех пор, как утвердилась роль - пользуемся древнейшей формой передачи информации. Нам не приходит в голову образ богини кормилицы и связь ее с символом неба – диска и купола – тарелкой и чашкой. Чаша и теперь связана со священными ритуалами. Первоначальный символ бога земли – квадрат. Современные храмы строятся на четырехугольном основании и венчаются круглым куполом – это архаическая формула священного брака. Богородицу называют царицей небесной – именем все той же великой богини древности. Женские украшения – обереги и своеобразные знаки отличия у современных дикарей и наших предков по линии великой матери.