Венедикт Ерофеев

КОЛЬСКИЙ*
Лето 1976**


 

Приветствую тебя, глупая девка.
Взамен пространного письма – снова тебе короткая писулька. И взамен «через три дня» – посылаю через восемь. Что за посылку ты отправляешь с Минцем? – мне и без них вольготно, и никаких посылок больше, девка.
Этот вот адрес (точнее он выглядит так: п/о Серебрянский Мурм. обл, Кольского р-на, аэрогеология. Ер. В.В.) сохранится до 20-х чисел июня. А в 20-х числах нас всех расшвыривают поотрядно на восток и на юг, в Саамскую и Левозерскую тундры, и если в июле-августе будет какая-нибудь корреспонденция, то ее будут доставлять нам раз в неделю прилетающие вертолеты.
Нас здесь уже 13 рыл (в день приезда 27-го мая нас было шестеро). Послезавтра ждем еще 25-рых. Служебные занятости отнимают у меня час-полтора, а безбрежный досуг расходуется бестолково и мило (и всухую). За минувшие две недели единственное было послабление и перепад: суббота 5-го июня, в скалах над водопадом реки Кумжа, мы шлепнули три бутылки вина на четверых; но целое ведро ухи из форелей настолько их нейтрализовало, что смехотворно и принимать их в расчет. Итак, нынче исполнилось две недели моему воздержанию.
Излазил все окрестности Серебрянского в радиусе 10 килом: с удочкой и с повестями Франсуазы Саган. И странное дело: лучшее время для праздных шатаний все-таки полночь (ноль по Цельсию, ноль по Реомюру, солнце и безветрие), с утра начинаются зловонные снежные метели, и к полудню я зарываюсь в постельку вместе с удочкой и с Франсуазой Саган. Метели следуют с удручающей регулярностью, один только день был, 31 мая, когда ни одной снежинки не упало с небес.
Никакие почки еще не распускались, жду второй весны этого года, но не очень жду. Непонятно, отчего это у меня внутрях нет никаких подъемов и ликований (и причин-то для ликований как будто бы бездна: полоса наших мелких административных триумфов с мая прошлого до нынешнего мая, обретенная на 4 месяца родина и пр.). Состояние ровное и плоское («как Кизлярские пастбища», сказал бы мой друг Тихонов). Он, кстати, едет все-таки к нам на Кольский или не едет? Лучше бы нет.
Не знаю, что будет за народ, приезжающий послезавтра с Минцем, а эти 13 мне уже обрыдли: 360 часов домино, толков о собачьем гуляше и о триппере, сентенции в стиле друзей твоего братца и пр., понемногу становлюсь отщепенцем. И «тревога кочевника», как говорил Вордсворт. Ну, да ладно.
Не горюй, девка, раздавай долги, выкупай штаны, нашим о себе напоминай, обо всех столичных новостях пописывай. Оревуар и до радостного свидания.
В.Ер. 8/VI-76.

Добрый день, глупая и милая девка. Я только вчера возвратился в Серебрянский вертолетом, мне всучили сразу два твоих письма (одно чисто вчерашнее, другое старше дней на десять). В субботу 10-го мы в резиновых лодках пропали к юго-востоку, на берег реки Мудайок (честное слово: Мудайок), и ниоткуда ничего не ждали, ни продовольствия, ни писем, ни чего-нб еще, и вот что все эти 10 дней составляло мои экипировки: рюкзак за спиной, радиометр на грудях, резиновые сапоги снизу и накомарник сверху, компас и бинокль. Нас было четверо, и все четверо тонули в восторгах, в очень разных, я заметил. Инфантильны были все и во всех сферах, кроме житейского, со мной разумеется все наоборот. Вадю Тихонова обнял, сойдя с вертолета, он глядел с любовью и жаловался на бесприютность ума и сердца, пиздюк, у него появилась подвздошная идея: кинуть навеки среднюю полосу России и на Кольском п-ове застрять навеки, о Любчиковой или куцые слова или не слова вовсе (Фидий-Пракситель о Мухиной-Голубкиной, Женя Баратынский о Дусе Растопчиной). Я ничего не произношу ни pro ни contra, я вообще мало что произношу, за три июльских недели я сказал столько же, приблиз-но, сколько из меня выпархивало за один февральский вечер. Чуть строже обычного говоря, я не занимаюсь ничем кроме рыбной ловли (11-го 1 форель, 12-го 1 щука, 13-го – когда я перенес свою сеть из Мудайока в Кехтапакхъявр, - 3 щуки, 1 сиг и 1 окунь, 14-го 2 щуки, 5 сигов и 1 хариус, 15-го 3 щуки, 3 сига и 3 окуня, 16-го и так д. Если тебе это скушно – плевать, хариус и щука выше Авдяшки, длить эту аналогию уныло и недостойно, я не буду). (Да это уже где-то было: провославные сети и католич., наоборот, забрало и копье).
Я отпустил бороду, девка, каждый восьмой волос – седой, при моей нонешней черной морде это выглядит дивно, мои братья и невестки в сентябре попадают в обмороки; попадаешь ли ты, посмотрим. А все остальные волосы на месте и не надо фторокортов, я 24 часа на воздухах и выпил в июле ровно столько, сколько выпадало мне за любые четверть-часа того же февральского вечера. Все наши погоды не в шутку установились и превзошли все ваши, и никаких ветров ни с какой стороны, и комары остервенели, и как в державе сына Фердинанда и Изабеллы Филиппа П-го Испанского никогда не заходит солнце. (Да, чтобы не забыть, к вопросу о Фердинанде: мой поклон твоим родит., а то забуду). Твою бандерольку мне сегодня приволокли, я чуть было начал остывать к Хармсу от драматических бирюлек, но вовремя за этим себя подстерег и вразумил, вступительная статья к ним ко всем все равно за мной, никто лучше не нагородит, я мало знаю точно но это я точно знаю. («Ты дурачок, Ерофеев», - сказали бы мне птички, - ты сначала высиживаешь, а окончательно высидев, начинаешь откладывать. Все наоборот, - так сказали бы птички). С Минцем отношения ровные или почти никаких, с остальными тоже, - моя застарелая неприязнь ко всякой неподкупности (непреложности, непреклонности, непререкаемости или как там еще у них? наплевать) отыскали себе пищу тут, я дергаюсь иногда, но не подаю и вида, что дергаюсь.
Глупая Тамара Васильевна, и все ее чтивы, и вопросы об них, и все вздор, с ее старшинством вместе. Я выкраиваю десять минут в сутки на то чтоб ее пожалеть (корсет из Драйзера, Элизабет Гаскелл, передовиц «Полярной правды» и 2-3-х дежурных озабоченностей), а на братцев очень хочется взглянуть, и вездеходы ползут в Апатиты чуть не еженедельно, а Минц не пускает. Вот что я сделаю первое, как только окажусь в Москве – я весь вечер стану что-нб слушать, первое что подвернется под руку у тебя в шкапу. Вок-инструм. ансамбли отхлестали меня по щекам (с Минца донизу никто не знает, кто такие Густав Малер, Анджей Вайда, Николай Заболоцкий, Фемистокл, Иисус Христос, Иосиф Бродский), да и все было бы ничего, это не самые худшие из незнаний, есть еще паскуднее, но это тоже вздор, лучше по приезде что-нб завести. Нине Козловой целую дюжину приветов, ее здесь чертовски напоминают пятилепестковые и чуть слабоумные цветы на склонах Галванпахк, болотные лилии смахивают на Еселиху, ей полдюжины приветов. Настроенность (ты говорила в письме, что это важнее всякого другого) настроенность ровнее ровного, так что даже чуть озадачивает; вернее не «ровность», а «подернутость» (дымкой или … знает чем) и полнейшая неохота во что-нб впасть (в детство, в грех, в идиотизм, все равно, ни во что не хоца). Нет ничего, что вынудило б захохотать или уронить слезу. Глупейшая Тамара Васильевна, нашла у кого спрашивать о круге чтения (надо у меня спрашивать: Бюффон, документы Тегеранской и Потсдамской конф-ий, «Технология неправды», статьи Шевырева и Надеждина, история старых Афин, Вильмонт о Шиллере и все такое), но у меня она никогда не спросит о круге чтения (у нее психология в прим. к младшему братцу проще всех на свете сестер и братьев: если та балаболка не спасла этого забулдыгу, то уж эта шмакодявка этого прохиндея спасет наверняка). Очень считаю дни до возврата и ни одного плохого воспоминания о тебе. Обнимаю.

5/VII. Прошу извинения, девка, но пространного письма не получится и на этот раз. Народу в моей комнатенке куча, а писать под взглядами не могу, потому что нервничаю. Третий уж день не выползал никуда, таких остервенелых ветров с севера я в жизни не видывал, все стихии перемешались и разверзлись все хляби. Мой порог не просыхает от рыбаков, геологов, шоферни, вертолетчиков, радистов esw. И от первенца Тихонова тоже (воля твоя, девка, но здесь он схлопотал себе репутацию безупречного повара, интеллектуала и трезвенника). Вот, если интересно, убранство моей комнатенки: финский стол и два финских табурета, спальный мешок и оленьи рога по всем стенам (жалко, их нельзя захватить в Москву по причине громоздкости). Да, и книжная полка, и она всё пухнет, вот неполный список свистнутого в местной биб-ке: полное собрание стихов Тютчева, полное собр. стихов Баратынского, двухтомник переводов заруб. поэтов в переводах рус. поэтов от Ломоносова до Цветаевой, стихи поэтов 1910-х гг., полное собр. стихов Карамзина со вступ. статьей Лотмана, полн. собр. Батюшкова, двухтомник Заболоцкого (!), Марсель Пруст esw. Червонец ухлопан на погашение долга за 40 пачек Бел-мор-балт. канала им. Ст. Со своим отпуском ты разумно распорядилась, девка, в начале сент. я уже буду определенно, закупай водки к встречному пикнику, мое исполинское жалование получим только в Сокольниках (про себя я уже тряхнул его на эл.-бритву Харьков, красивый пиджак и кашне). Маленькая новость из Москвы, в пересказе «Голоса Америки» - в четверг 1 июля Андрей Амальрик и Гюзель выехали в Амстердам «на вечное поселение». Ты зналась с ними эти дни? Почему в твоих письмах ни одного подмосковного слова, т. е. грибы есть или нет? Куда вылезаешь или не вылезаешь никуда? Мое почтение всем шатуновским дачникам. А я еще 2-3 дня буду на привязи в Серебрянском, по причине штормов все наши лодки посажены на якоря, вертолет прикручен тросами, чтобы в речку не унесло. Посылаю всё кольское-полуостровное (неделю ли, кто знает) – считаю дни до 1 сентября всякий раз, когда по утрам протираю глаза и все остальное. (Кстати, о 1-м сент: на Нину Семеновну и все с ней сопряженное мы утрахаем с тобой часть нашего сентябр. досуга, а покуда не стоит). Всем по приветствию. Ни о чем не тревожься. Очень помню. До веселого свидания.
В. Ероф.

Всего несколько строчек, Галина, с тем, чтоб напомнить. Почти месячная пауза – от разъездов, да и не только от разъездов. Я сам пожалел, что дал телефон этой рыжебородой харкотине (все давали ему телефоны, ну и я дал) – зачем тебе надо было с ним якшаться и все эти плавки и все такое? Я, как приеду, дам тебе в сотне слов понять, какого рода эти ублюдки и до каких степеней можно к ним приближаться, сжав все свои ноздри. 4-го августа вернулся из маршрутов и 9-го утром уехал снова, возвратился 17-го и завтра исчезаю опять, имел дело с хорошим народом (и высоко-хорошим: Герасименко, Садовникова и Ко), а завтра спариваюсь с ублюдками (Зиновьев, Савельев etcetera), т.е. мне до 27-го августа исходить желчью, а я приехал сюда не за тем. Сварил тебе в подарок три банки морошкового варенья и две черничных, украл Кольцова и трехтомник Некрасова, от Тамары получил письмо с приложением от братьев (и с недоумением по части племянницы Елены), ну это ладно. Срок отъезда («ориентировочно», как говорит этот Минц, вконец напрягшийся от тугодумия) – 3-го сент. или 13-го. Они мне испакостили мою родину, а я с ними еще мил, не считая махоньких срывов 23/VII и 8/VIII. Прелестный народ, вот чем, например, он еще противен: тобой присланные «Петушки» не вызвали ни одной улыбки из четырех прочитавших («Так это что? – хуйня или так себе?» – вопрос Савел. к Минцу. «Скорее всего первое», - отвечает Минц). А спустя два дня (я уже возвратился с [неразб] на вертолете) Минц шутит за вторым пшенным блюдом: «Щи да каша – пища наша» - хохот длился минуты полторы, я смотрел на них тяжело, на всех восемнадцать хохотавших. Я предупредил Тамару в письме, что остановлюсь в Кировске на три этих дня и чтоб она оповестила мразь жену Бориса, что все их сухие законы полетят ко всем чертям на три этих дня. Я зол сегодня и больше писать не стану. (Зол еще вот от чего: почему не послезавтра улетать с милым отрядом Садовниковой, а завтра с этим говном?) Как только прилечу 27-го напишу подлинее. До 20-х чисел сентября.
В.Ероф. 18/VIII.

 

Из записной книжки

[Кольский п[олуостр]ов
Лето [19]76 г.

[стр.1]
ЮНЕСКО: СССР – самая читающая страна в мире.

ит[альянский] Пульчинелла – англ[лийский] Панч – фр[анцузский] Полишинель – рус[ский] Петрушка
Нормальная моча должна быть янтарной.
В «Летучей мыши» Штрауса
Иди сюда, старичок,
Купи редиски пучок.
Барбье - Бенедиктов. «чадолюбивый пёс».
Гюго – Бенедиктов. «То было торжество печали».
Готье – Бенедиктов:
«Пиши на заданную тему:
Пиши о прелестях моих».
3 сент[ября] [19]39 г. Британия объяв[ила] войну Герм[ании]. За 4 месяца странной войны до конца [19]39 г. потери с британ[ской] стороны – один капрал.

Единств[енный] росс[ийский] отклик на начало войны в [19]39 г. Президиум Верх[овного] Совета ввел семидневную раб[очую] неделю.
У кулинаров есть термин «дефростация», т.е. размораживание.

Добролюбов: «Я рожден с чрезвычайно симпатическим сердцем».
Добролюбов: «сердце мое черство и холодно к религии»… я не молился, потому что подобные выходки не в моем характере». (1853 г.)
[стр.2]
Эскалация свинства, нервозности как еще чего-н[и]б[удь
Конечно, здесь немножко прохладнее, чем на островах Бахрейн…
Герника – священная столица Страны Басков..
полупаралитики.
Он будет защищать мой материальные и моральные интересы.
Мишка Ссаный и Васька Говнодав.
«защищенный от всех проблем беспроблемностью детства».
Один из героев Камю: « Не следует ждать Страшного суда. Он уже идет – идет непрестанно».
«и мысль моя блуждала по распутьям мира»
«нынче вошел я в ближайшее соприкосновение с миром».
не претензии, а притязания
пронёсся через О[рехово]-З[уево], опустошив две дюжины сердец
Н. Добролюбов уверяет, что Лерм[онтов] написал «выхожу один я на дорогу» «в минуту самого гадкого разгула, в борделе»
[стр. 3]
потроха вдов и сопли сирот
заебешься пыль глотать
(Декарт)
[густо зачеркнуто]
Одна кружка жигулевского пива содержит в себе 200 килокалорий (и витамин В)
Судя по клинообразным письменам, в Вавилоне варили пиво за 7 тыс. лет до Р.Х.
По офиц[иальным] данным, в США – 9 миллионов алкоголиков. Приносимый ими ущерб госуд[арст]ву - 15 млрд. долларов.
Рекорд (мировой) потребления алкоголя на одну душу населения вот уже 8-й год занимает Лос-Анджелес.
Об Антониони: «как гибнет человеческий род, потеряв коммуникации»

Гёте – Михайлов.
От кого я беременна, вам не скажу
То заветная тайна моя.
«Помогай Будённому!»
(В.Маяков[ский])
и распускаются протуберанцы
фиалки из Пармы
тюльпаны из Утрехта
[стр.4]
30/v – 31/v. За столом. Все (кроме меня) по громад[ным] мискам пшён[ной] каши с тушенкой, только проснувшись. Съедают до основания. «Ну, теперь поволокёт на дристунчик».
Бесконечно о собаках. «Гуляш». «С перчиком, с лавровым листиком». «И в духовочку».
[нрзб]разбился о скалы [густо зачеркнуто]
фильмы ганстерские и ковбойские
Маршак: «Эпитафия самому себе»:
Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
Некрасов в письмах [18]77 г.: «Жизнь мне в тягость и сокрушение».

Лицо классового врага.
«жантильный и безмясый» (В.Маяк[овский])
экстренная ты больно
В рассказах Шукшина:
«Гори всё синим огнём!»
П. Анток[ольский] в [19]37-38 г.г.
«… когда водрузили … новосёлы
Наш флаг – человеческий, красный, весёлый».
У Багрицкого: долгие и чёрные скитания по лесу, и вот:
И вдруг, вдалеке, где темным-темно,
Как желтый цветок расцвело окно.
[стр.5]
1/VI. Поговорка, услыш[анная] за чаем: «С нами Бог и два китайца».
[густо зачеркнуто]
[густо зачеркнуто]
Реформу правописания делали не большевики. Май 1917 г.
«Перемени обстановку, поезжай в Италию», говорят в таких случаях у Симоны де Бовуар.
ответствен только «перед Богом» и историей».
Виновен «в преднамеренных злодеяниях против мира и человечности».
«является ненужной гуманностью»
«Должен
каждый пролетарий
посмотреть
на планетарий.
Умри, поповья погань!
Побыв
в небесных сферах,
мы знаем –
нету бога
и нету
смысла
в верах»

Модная в 20-х г.г. песня «Прощай, активная работа, Прощай, любимый комсомол».
титулованным голосом, сановным
[стр.6]
«Сатирикон»цы
«Научитесь царственно молчать» /Арк.Бухов/

«Начало рассвета, конец лихолетья». /В.Князев/

«Деве томно, деве странно,
Деве сладостно сугубо». /Тэффи/

«Хочешь, я запламенею?» /Тэффи/

«Вперяет вдаль надменно-плоский взгляд». /Черный/
«Кудрявая блондинка
Смертельно жаждет жениха». /Чуженин/

«Меня терпел, как скучную причуду». /В.Злобин/
Вот если б меня [густо зачеркнуто]
Барон Розенгейм:
«Белоснежной груди две горячих волны
Буйно бьют о корсет, жаждой воли полны.
И чего не сулит этих волн перелив,
Их мятежная зыбь, их прилив и отлив!..»
и гаерство, и бонвиванство
Зоя, ты заслужила удивление мира.
«всюду отупенье нрава» («Столбцы»)
«и про себя губами шевелит». («Столбцы»)
Максы Линдеры, Мери Пикфорды и пр.
[Стр. 7]
“Она гирляндами увита
Неувядающих гвоздик”.
Нам солнце не светит, -
Нам Партия светит.
Нам хлеба не надо, -
Работу давай.
порабощён и оглуплён
«антидепрессивные средства»
всё будет в изобилии «благодаря изобретению синтеза протеинов».
Май [19]75 – май [19]76. Полоса мелких административных триумфов.
У Маяковского в «Бане»: «Фосфорическая женщина».
не впадал в грех человекоугодия
«добродушный бонвиван» (Франсуаза)
У Добролюбова в дневниках:
«Вчера случилось со мной весьма странное обстоят[ельст]во. Вечером я решился читать Тургенева. Что-то томило и давило меня, сердце ныло, - каждая страница болезненно, грустно, но как-то сладостно-грустно отзывалась в душе… Наконец, прочитал я «3 встречи», задул свечу и вдруг заплакал. Я дал волю слезам и плакал довольно долго, безотчетно, от всего сердца. И между тем в это же время, в минуту самого плача у меня произошла эрекция и эякуляция. Толкуйте же о платонической любви и о безнравственности телесных влечений. Я вспомнил о Машеньке, но с такой любовью, преданностью, участие, что дай Бог почище минуты подобных чувств… И всё-таки… Странно в самом деле.»
[стр. 8]
Постоянно окован. Невозможность «изведать ясность, тишь и благодать».
Это, то, что у Вордсворта зовется «тревогой кочевника».
Кантата Р.Бернса «Весёлые нищие».
извлечь из этого какое-н[и]б[удь], хоть самое пустяковое, блаженство
«Это ребенок, у которого тяжело на душе». /Симона де Бовуар/.
Жан-Шарль у Симоны: «Женская склонность к содроганиям».
«Даже измена функциональна». /Симона де Бовуар/.
«Негативизм бесплоден». /Симона де Бовуар/.
О керамич[еских] изделиях говорят: Высокопустотные».
Как к лицу им было быть «рикши» и «кули».
Доревол[юционные] фильмы Якова Протазанова: Богатырь духа. Голгофа женщины. Как рыдала душа ребенка. Клеймо прошедших наслаждений. Тайны Нижегородской ярмарки. «Горничная Дженни» и «Малютка Элли».
Режиссер Ежи Кавалерович. («Локис»?). «Мать Иоанна от ангелов». Одолеваемая бесами монахиня – предлог для т[ого], чтобы напомнить, «что человека калечит любая догма, любое извращение его человеческой сущности».
Кинохроникёры ленинианы: А Левицкий, Г Гибер и А Лемберг.
[стр. 9]
«Была моя лошадь как палка худа,
Как палка худа,
Как палка худа.
Ходить не желала она никуда,
И-го-го!»
/англ[ийские] баллады/.
По свид[етельству] : мужик д[олжен] быть свирепым, волосатым, кривоногим и вонючим.
Кто-то у Симоны де Бовуар говорит: «Я циклотемичка». Т.е. женщина, подверженная циклической резкой перемене настроений.
«слишком гладко и гигиенично»
«вульгарны, но притягательны»
«найти какие-н[и]б[удь] удовлетворительные аргументы»
«на его лице отблеск вечности»
«хотят забавного, но с гарантией солидности»
«у него никогда не бывает капризов, а только твердые намерения»
«столь ирреальная история»
«Ничего общего с благородными страданиями, которые перелагают на музыку».
«очередной приступ энтузиазма»
«Ничто не может поглотить меня целиком»
«эти люди грешат нетерпением»
«тусклое, повседневное горе»
«патентованная идиотка»
«подвергается систематическому поношению»
«И продолжаю ничего не знать».
[стр. 10]
В переделках рус[ских] нар[одных] сказок «Направо пойдешь - помрешь. Налево пойдешь – жить не будешь, прямо пойдешь – жизнь потеряешь».
4/VI. Оперетты Р.Фримля, Эшпая, Фельцмана и Долуханяна.
1/ VI. “Летят журавли” (Калатоз[ов]).
2/ VI. “Девочка ищет отца”.
4/ VI. “Семеро смелых” (С.Герас[имов]).
Очередной ленинианский фильм Марка Донского «Надежда» (после «Сердце матери» и «Верность матери»).
«Это рассказ о молодых годах Надежды Крупской, о её встречах с Вл[адимиром] Ильичем, их совместной рев[олюционной] борьбе, о зарождении их прекрасной, романтической любви».
Молодые люди познакомились и полюбили друг друга».

6/ VI “На краю пропасти”. (Polonia).
забулдыжность есть, но никакой забубённости.
В рассказах Кучаева:
«Из всех театров я больше всего люблю ресторан».
«Хороших людей надо бить».
«Я покажу этой Варьке всё небо в алмазах!»
П. Анток[ольский]. «в дебрях умозрения».
П. Анток[ольский]. «Каменели душой воспалённой».
П. Анток[ольский]. «Затрепетала пакостная тварь».
П. Анток[ольский]: «пустое ремесло комедианта».
П. Анток[ольский]: «Клади на стол сокровище двух Индий, -
Я всё равно…»
[стр. 11]
«Цветы эти не виноваты, что на них возложена лживая миссия»
«соблюдение супружеского декорума»
«меня утомляют эти изыски»
«глядит … с видом утомлённого превосходства»
«пусть интересы у них будут более детские»
«новые связи отбросили бы её в ранг доступных женщин».
«глядел на мир сверху вниз, с просветлённой отчужд1нностью».
4/ VI. День знакомства с Симоной. «Прелестные картинки».
«Король Лир, приобщившийся к великому горю людскому».
«все лжеученья мира» («Кор[оль] Лир»).
Все героини Симоны принимают транквилизаторы.
самоочевидности тут нет
В газетах 20-х г.г.: «Рабочая общественность объявляет беспощадную войну алкоголизму – разрушителю организма человеческого, общественного, государственного».
Киплинг:
«О, запад есть запад, восток – восток».
Не форси, форсун паршивый.
свободная, независимая, т.е. автокефальная.
[стр. 12]
7/ VI. Маяковский «Баня».
«британский англосакс»
Победоносиков: «Плыви, моя гондола!»
Победоносиков: «Вас окружают люди, не вполне стопроцентные»
«Надеюсь, вы не хотите дезорганизовать планету?»
8/ VI. Маяковский. «Клоп».
«И стягивает грудь тугую
Жакет изысканный у ней».
Присыпкин: «Вы что же мою жену селёдкой в грудь тычете? Это же не клумбы, а грудь.
«довоенного телосложения»
«антисанитарный обычай»
«по причинам ревматическим».
8/ VI. Маяковский. «Москва горит».
«Вы звезда моего небосвода».
«Болтливые церковники, закройте клапан!»
В каждой пьесе – об отмене рукопожатий.
Барон Розенгейм. Стих[отворение], обращенное к Западу:
«Вы не любите Россию,
Точно школьники лозу».
Барон Розенгейм:
«Вас терзает незначительность,
И отсюда раздражительность,
И отсюда желчь и злость».
Розенг[ейм]: «Мексиканская песня:
«Я созрела, я готова
Для любви твоей».
Розен[гейм]: «лобзал мятежной груди вал».
«И забыв про свой бокал,
На груди ее атласной
Беззаботно засыпал».
[стр. 13]
8-9/ VI. Николай Добролюбов.
«Я пришел к тебе, сгорая страстью,
Для восторгов, неги и любви».
«Многие, друг мой, любили тебя,
Многим и ты отдавалась…
Но отдавалась ты им не любя…
Это была только шалость».
«Но, хоть скромник и разумник,
Безобразен вырос я,
И лишь стоит мне жениться,
Рожки будут у меня».
«Кто знает, для чего ты отдалася мне?
Но знал я, отчего другим ты отдавалась…»
«В тщетных поисках чистой любви
Столько лет погубивши уныло,
Я доволен теперь, что в крови
Ощутил хоть животную силу.
Для кого мне её сберегать?
Всю растрачу с тобой, моя Нина».

«Средь жалких жалостей моих,
То бестелесно идеальных,
То исключительно плотских
И даже часто слишком сильных,
Одну я встретил, для кого
Был рад отдать и дух и тело…
Зато она-то ничего
Взять от меня не захотела.»
10/ VI. Конрад Лилиеншвегер - Добр[олюбову]
«О, с каким аппетитом, презренный,
По зубам бы я съездил тебя!!»
Он же:
«Австрийская душа коварной быть не может».
и «власть людей над скотами земли».
Тургенев о юном Толстом «я кланяюсь и рукоплещу ему».
Homo novus.
[стр.14]
Добролюбов наз[ывал] стихи Пушкина вроде “Я вас любил, любовь еще… “ - “альбомными побрякушками”.
Из рассказов Добролюбова : «Нет ни озноба, ни поноса, ни окоченения в оконечностях, а между тем рвота и судорога».
/«Провинциальная холера»/.
Пьяный капитан у Добр[олюбова] : «Мое «я» всегда уничтожит ваше «я».
Добр[олюбов] это наз[ывал] «сладенькими чувствованьицами».
«зараженность идеями лукавого Запада».
Виссарион против барона Брамбеуса. Ник[олай] Добр[олюбов] против барона Розенгейма.
«с собачьей верностью подлиннику»
«гражданская пассивность»
Рабочий фольк[лор]
Идёт хромая девка. Ребятишки хохочут. «Иди к нам, мы тебе и вторую сломаем». И хохот пуще.
«От блядок тоже стареют. Блядки это ведь не сахар-рафинад».
И интеллиг[ентский] фольк[лор].
« [густо зачеркнуто]»
И не видеть в этом ничего чрезвычайного.
Звени, бубенчик мой, звени
И лейтесь, грустные напевы.
Даль так определяет человека-свистопляса:
«Свистопляс – шатун, разгульный тунеядец».
[стр. 15]
Из дневников Ник[олая] Добролюбова за 1857 г.
«Лицо её отличалось светлостью и мягкостью, в глазах есть какая-то томность,, горячая томность; притом она брюнетка, а это для меня много значит».
«А Юлия и Наташенька – они не образованы, с ними говорить о чём-нибудь порядочном трудно, почти невозможно, и вот заходят к ним франты на полчаса, по…т, кончат свое дело и уйдут».
«Машенька лучше их обеих и собой и характером».
«А я, дурачок, думал в своей педагогической и метафизической отвлеченности, в своей книжной сосредоточенности, что уже я пережил свои желанья и разлюбил свои мечты… Я думал, что выйду на поприще обществ[енной] деят[ель]ности чем-то вроде Катона Бесстрашного или Зенона Стоика. Но, верно, жизнь возьмёт своё…
Жизнь меня тянет к себе, тянет неотразимо. Беда, если я встречу теперь хорошенькую девушку, с которой близко сойдусь, - влюблюсь непременно и сойду с ума на некоторое время… Итак, вот она начинается, жизнь-то… Вот время для разгула и власти страстей…»
«»Я не мог остаться на эту ночь без подруги, и поэтому отнёс Оле три рубля и улёгся с ней…»
«Катенька, не обладая свежестью юности, отличается тем, что очень хорошо сложена… На меня, впрочем, это обстоятельство не произвело теперь никакого впечатления: я был удовлетворён событиями прошедшей ночи».
«Я сел на стул, а Машенька ко мне на колени… Началось у нас нежностей…
И теперь меня тянет идти к ней, хотя телесного возбуждения вовсе нет. А так, как будто что-то на совести».
[стр. 16]
Из дневников Ник[олая] Добролюбова за [18]57 г.
«Между тем, страсть томила меня несмотря на резонёрство… Оля очень ещё молода и не истёрта, но совершенно холодна. Она не принимает никакого участия в страстных восторгах, которым я предавался».
Триппер. «Со вчерашнего дня ещё почувствовал я болезненное ощущение»… «отправился в Медицин[скую] Академию, чтобы принять своевременно нужные меры».
«Я даю хозяйке 25 коп[еек], и она делает мне за это 10-11 котлет, которых хватает мне на обед и ужин, и я всегда прячу половину на другой день … Ведь это отлично! Вот еще возможность жить и даже наслаждаться жизнью, употребляя около 4-х руб[лей] на свой стол.
Опять о триппере. «Это даже очень кстати теперь, для удержания страстных стремлений, которые вместе с любовью к жизни и поэзии в последнее время сильно развились у меня… Ну, собственно говоря, я увлекаюсь более нравственной стороной вопроса, нежели телесной. Сашенька гораздо более даёт для телесного удовлетворения, чем Машенька, но меня всё-таки тянет к Машеньке, а не к Сашеньке. Мне даже жаль теперь, что я не видал Машеньки и по своей болезни не могу ещё теперь к ней отправиться…»
«И я осужден подолгу, подолгу не видать её восхитительного личика , не слушать её чудного голосочка. Увы! где это минутное очарование, этот поэтич[еский] призрак, которым я так недавно наслаждался!.. И опять осуждён я вращаться в этом грязном омуте, между этими немытыми, нечищенными физиогномиями, в этой душной атмосфере педантских выходок,
[стр. 17]
грубых ухваток и пошлых острот… ни одного светлого проблеска ума и чувства в этой тьме невежества и грубости…»
«И какая-то неведомая мне грусть посетила мою душу».
«Я три года наблюдал в себе помаленьку это чувство и вижу по ходу дела, что это даром не кончится"»
»Я не могу не чувствовать красоты, и первый взгляд на хорошенькую женщину рождает во мне желание познакомиться с ней»… «Только жаль – средств нет». «И от этой безнадёжности, столь верно, математически рассчитанной мною, хочется выставить себя человеком, имеющим полное и законное право ненавидеть весь мир и жаловаться на судьбу».
«Между прочим, по поводу синего пятна у Машеньки повыше колена…»
а вот как шутит Добр[олюбов] в борделе с девушками: Юлинькой, Наташенькой и Машенькой: «Один господин говорил: кто у меня бывает, тот делает мне честь, а кто не бывает, - тот доставляет удовольствие. А вы можете сказать, что, кто у вас бывает, тот приносит вам удовольствие и пользу».
~~~~~~
Это, оказывается, Хомяков:
«На Лабу, Мораву, на дальную Саву,
На Тиссу, на Дриссу, на Драву, Молдаву,
На шумный и синий Дунай…
сановность – вельможность – титулованность – патрицианство.
Цикл стихов Щербины:
«Альбом ипохондрика».
Я в [19]48 г. удивляюсь, как пропустили и почему не сажают, - слышу песню «Наши бедные желудки были вечно голодны».
[стр. 18]
пайкой делились тогда (20-е гг.) на простые, усиленные и академические.
В.Маяк[овский] в стихах [19]28 г. призыв[ал] снести Страстной монастырь, чтобы могли видеть друг друга Пушкин и редакция «Известий» и ГИЗ.
А.В.Колчак: 1873-1920 г.г. (расстр[елян]).
А.И. Деникин: 1872-1947 г.г.
А.М. Каледин: 1861-1918 г. (застр[елен]).
Н.И.Махно: 1884-1934 г.г.
Н.Н.Врангель: 1878-1928 г.г.
Н.Н.Юденич: 1862-1933 г.г.
«И не помнила леди, что было потом».
(П.Анток[ольский]).
«Воют и паршивеют гиены,
Стервенеют в клетках какаду»
(П.Анток[ольский]).
«На самой лучшей из планет
Господствует жидовский хаос»
(П.Анток[ольский]).
«Во славу моей собачьей души
Слагай хвалебную оду!»
(П.Анток[ольский]).

П.Анток[ольский] «Робеспьер и Горгона». «Франсуа Вийон». Поэмы 20-х, 30-х г.г.»
«Звон хрусталя, звон денег, звон гитары».
«Гул ветра в наших мёртвых головах».
«Вздохнуть над водевильным тру-ля-ля».
Рахманов о Маршаке и обериутах. «Селекционный талант Маршака».
У Ломоносова славный термин: Не единение антиподов, или ещё как-н[и]б[удь], а
«сопряжение далековатых»

[стр. 19]
9/ VI. Фр[ансуаза] Саган. «Здравствуй, грусть». [19]54 г.
«дамы полусвета», «полузатворнический образ жизни»,
«конечно, не было недостатка в успокоительных доводах»
«раздражительность или ещё какое-н[и]б[удь] поверхностное чувство»
«её существование гораздо более осмысленно»
«улыбка юной нимфы, которую наконец-то настигли».
«самая правильная вещь на свете».
славная милашка Франсуаза
[19]59 г.
10/ VI. Фр[ансуаза] Саган. «Любители вы Брамса?»
«он был подходящим объектом для психоанализа»
«Хорошо усвоенные истины»
В лит[ературном] энцикл[опедическом] словаре Франции о Ф.Саган «Умеет облечь банальность в точный и гибкий слог с благопристойным юмором».
= демификация отн[осительно] Ф.Саган =

«деполитизация» - ср. Бовуар.
Гастон Галифе
А я говорю: и Волга, и Терек впадают в одно, в Касп[ийское] море. А что между ними общего? Ничегошеньки.
чуду-юду поведёшь под венец

И белокаменная девушка Рунова.
[стр. 20]
Рекламные и пр[очие] стихи Маяк[овского]. 11/ VI
«Долой безобразников
по женский линии».
«Прогульщика-богомольца
выгоним вон!
Не меняй гудок
На колокольный звон!»
«От водки,
от Христовых дум
философеет
нежный ум».
«Уберите от меня
этого
бородатого
комсомольца».
(о Безыменском).
«Начинается земля,
Как известно, от Кремля».
Из песни – молнии:
«Китайские акулы,
Умерьте вашу прыть!»
«Даёшь тухлые яйца!»
«Даёшь на дружбу руку,
товарищ агроном!»
«Религия – тормоз пятилетки».
«Имя
богово
на губе
у убогого».
«Баптисту замок повесь на уста».
«Пролетарка, пролетарий,
Заходите в планетарий!»
«Голосуем за пятидневку». «Голосуем за непрерывку». «Даешь материальную базу!» «Вонзай самокритику» и пр. «Долой паникёров и нытиков!» /заголовки/.
[Стр. 21]
Вот ещё:
«Рабочий класс
колонны
вывел
в олимпиады
и на стадионы.
Заменим
звоном
шагов в коллективе
колоколов
идиотские звоны.
Мы
пафосом новым
упьёмся дoпьяна,
вином
своих
не ослабим воль.
Долой
из жизни[в рукописи: жини]
два oпиума –
бога
и алкоголь!»
/2 опиума, [19]29 г./

Черепановы и Уатт. «Летающий мужик» и братья Райт. Саша Попов и Гульельмо Маркони. И т.д.
Маяковский, за 2 дня до смерти, приносит в редакцию всё то же, лозунгово-санитарное, L.B.:
- Товарищи,
переезжая
в новые дома,
отречёмся
от старого быта!
И т.д.

«Люди скисли и осатанели».
«утереть Толстому ноздрю»
«и что-нибудь поприблудней»
«поганенькие монтекаронки»
«среди великосветских нег»
«травоядные призывы Толстого».
[стр.22]
«как Аристотель,
мудрец-филозоф [так в рукописи]
пропил
свои
панталоны».
/В.Маяк[овский]/.
«Всосалась
в горлышко узкое
Братва
Орехово-Зуевская».
/В.Маяк[овский]/.
«кто скачет, кто мчится такой молодой,
противник мыла
и в контрах с водой?»
/В.Маяк[овский]/.
«У носoк у этих
цвет панихиды
По горячо любимой тётеньке»
/В.Маяк[овский]/.
Остряк:
«Мне
священников
очень жаль,
жалею и ночь
и день я –
вымирающие
сторожа
аннулированного учреждения».
/В.Маяк[овский]/.

«Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола».
/В.Маяк[овский]/.

Кьеркегор о необходимости «преодоления иронического принципа».
Низкий поклон тебе, русская женщина!
Будённый – к лошади.
~~~~~~
солончаковая пустыня Бет-Пак-Дала
~~~~~~
один курган Малахов, другой Мамаев
~~~~~~
«Щедра природа к русскому народу».
/Ф.Булгарин/
[стр.23]
У меня над колыбелью торчали два жидяры, Даниил Як[овлевич] и Дмитрий Як[овлевич] Покрассы. [19]38 г. – «Если завтра война», в [19]39 г. – «У меня такой характер!» [19]39 г. – «3 танкиста».
~~~~~~
Евгений Иосифович Габрилович и Алексей Яковлевич Каплер – два великих сценариста, поставляющих сц[енарии] Райзману и Ромму.
~~~~~~
Ещё: Михаил Ильич Ромм (Пышка, 13, Ленин в Окт[ябре], Ленин в 18, Секрет[ная] миссия, Русс[кий] вопрос, Корабли штурмуют баст[ионы], Адмирал Ушаков, Убийство на ул[ице] Данте, 9 дней одного года, Обык[новенный] фашизм].
Не путать с Абрамом Матвеичем Роомом.
~~~~~~
Хейфиц Иосиф Ефимович. «Моя Родина» (поставил совместно с М. Блейманом). «Горячие денёчки», Депутат Балтики, Член правительства, (оператор 1-го: М.Каплан, 2-го: А.Гинцбург).
«Его зовут Сухэ-Батор». «Большая семья». «Дорогой мой человек. «Дело Румянцева». «Дама с собачкой». (призы в Канне и Лондоне за «высокий гуманизм и превосходные худ[ожественные] качества».
~~~~~~
Столпер Александр Борис[ович]. В основном по единоверцу Конст[антину] Симонову. «Парень из нашего города». «Жди меня». «Дни и ночи» – «Повесть о наст[оящем] человеке», - «Далеко от Москвы» – «дорога», - «Живые и мёртвые», «Возмездие» (по «Солдатами не рождаются»).
~~~~~~
Экк Владиморович Николай. Автор первого сов[етского] озвуч[енного] фильма «Путёвка в жизнь» Авторы сценария: Н.Экк, А.Столпер и Р.Янушкевич.
~~~~~~
Эрмлер Фридрих Маркович. «Обломок империи». Великий гражданин. Встречный (совместно с Юткевичем и Шостаковичем). «В фильме показана грандиозность рев[олюционных] изменений в России, хозяином которой стал ч[елове]к труда.» Она защищает Родину. «Неоконченная повесть. Великий перелом.
Его соавторы: И. Менакер и Э. Иогансон.
[стр. 24]
Об истории кинемат[ог]р[афа]. Кинемат[ог]р[аф] изобретён в канун 1896 г. , т.е. он ровесник того-то и того-то.
~~~~~~
Кстати, Люмьер: назвал свое изобретение «техническим курьезом, без коммерческого будущего».
~~~~~~
«приёмы буффонады и форсированной мимики».
~~~~~~
«великая иллюзия», как сказал бы режиссер Штрогейм.
~~~~~~
Файнциммер.
Александр Михайлович. Режисс[ёр]. Автор «Поручика Киже», За тех, кто в море. Котовский. Константин Заслонов. У них есть Родина. Овод. Ночь без милосердия. Девушка с гитарой. Etc.
~~~~~~~
Рошаль Григорий Львович. Воспитанник Мейерхольда. “Саламандра” (сцен[арий] Г.Гребнера
и Луначар[ского]) о «судьбе биолога Каммерера, преследуемого фашиствующей буржуазией». «В поисках радости». «Семья Оппенгейм». «Дело Артамоновых». «Зори Парижа». Академик Иван Павлов. Римский-Корсаков. Мусоргский. Сёстры. 18-й год. Хмурое утро.
~~~~~~~~
Гориккер Влад[имир] Мих[айлович]. Опасный соперник Шапиро на поприще фильмов-опер. «Соната Бетховена». Музыка Верди. Царская невеста. Моцарт и Сальери. Иоланта. Каменный гость.
~~~~~~~~
Шапиро Михаил Григор[ьевич]. 1-я работа «Песнь о металле» (совместно с В.Гранатманом, А.Зарян и И.Хейфицем). Черевички. Катерина Измайлова. Искатели (по Даниилу Гранину), Золушка и пр.
~~~~~~~~
Цыбульник Суламифь Моисеевна. Вначале соактерство с Б.Барнетом. первый самост[оятельный] фильм – «Мальчики».
~~~~~~~
Перельштейн Рафаил Яковлевич, ученик Эйзенштейна. Специалист по югу Советов: «Я встретил девушку», «Человек меняет кожу», «Сын пастуха», «Хитрость старого Амира» и пр.
[стр. 25]
Продолж[ение].
И, разумеется, Роман Лазаревич Кармен.
~~~~~~~~
И музыка к к[ино]ф[ильмам] Сигизмунда Абрамовича Каца: («Сядь со мною рядом, Рассказать мне надо»). Шумел сурово…
~~~~~~~~
Режиссёр Л.О.Арнштам. Сорежиссёр «Встречного» (Эрмлер, Юткевич, Арнштам). Подруги. Зоя. Глинка. Урок истории. 5 дней, 5 ночей.
Реж[иссёр] Ефим Ефимович Арон. «Там, где цветут эдельвейсы», Ботагоз. Песни Абая (совм[естно] с Рошалем).
Реж[иссёр] Борис Барнет. Сореж[иссёр] «Мисс Менд», «Окраина», «Девушка с коробкой».
Реж[иссёр] Михаил Авербах.
Реж[иссёр] Мария Марковна Клигман } Центрнауч. и пр. ф[ильм] [скобка на три фамилии]
Реж[иссёр] Яков Давидович Купер
Реж[иссёр] Соломон Маркович Левит-Гуревич.
~~~~~~
Яков Протазанов. «Праздник св. Иоргена». Процесс о 3-х миллионах. Закройщик из Торжка. Сорок первый. Бесприданница. Насреддин в Бухаре. И пр.
~~~~~~~
Райзман Юлий Як[овлевич]. Лётчики. Последняя ночь (почти все сценарии ему поставлял Е.Габрилович, оператор Д.Фельдман). Машенька. Поезд идет на восток. Кавалер Золотой Звезды. А если это любовь? Урок жизни. Коммунист. Твой современник.
~~~~~~~
Ростоцкий Станислав Иосифович. Земля и люди. Дело было в Пенькове. На семи ветрах. Герой нашего времени. Доживём до понедельника.
~~~~~~~
Трауберг Леонид Захарович. Новый Вавилон. Трилогия о Максиме. Актриса. Вольный ветер.
~~~~~~~
Швейцер Михаил Абрамович. Кортик. Чужая родня. Мичман Панин. Время, вперед. Золотой телёнок.
Иосиф Абрамович Шульман («Слуга народа» и пр.)
~~~~~~~
Сергей Эйзенштейн.
Сергей Юткевич. (от «Златых гор» через «Ч[елове]к с ружьем» к «Ленину в Польше»).
[стр. 26]
О фр[анцузском] актёре Шарле Азнавуре пишут так: «создал образ беззащитного, доброго человека («непричастность к миру зла, нравств[енная] чистота»), которого чёрствость окружающих доводит до самоубийства.
~~~~~~~~
Много полезного можно извлечь из «Кинословаря», редактируемого Юткевичем, Гинзбургом, Дымшицем, Абрамовым и Вайсфельдом.
~~~~~~~~
Не путать Отан-Лара и Кристиан-Жака.
~~~~~~~~
А Рене Клера с Рене Клеманом и Жаном Ренуаром.
~~~~~~~~
Продолжение списка великих сов[етских] операторов [начало указано стрелками со следующей страницы]:
Аркадий Менделевич Шафран.
Иван Иванович Шеккер.
Натан Ширман.
Давид Абрамович Шлюглейт.
Абрам Иосифович Шор.
Вениамин Фаустович Левитин.
Аркадий Юлианович Левитaн.
Григорий Моисеевич Лемберг.
Борис Лернер.
Михаил Абрамович Кауфман.
Соломон Яковлевич Коган.
Илья Семёнович Гутман.
Михаил Моисеевич Глидер.
Александр Ильич Гинцбург.
Иосиф Наумович Вейнерович.
Михаил Гaльпер
Александр Гальперин.
Григорий Гибер.
Михаил Моисеевич Глидер. (2).
~~~~~~~
Нас было много не челне,
Но мы мозгов не напрягали.
~~~~~~~
Я беззаботный, я шаловливый,
Меня подонком все зовут.
[стр.27]
Сов[етский] актёр М.М.Штраух. дебютировал в роли сыщика («Стачка» Эйзенштейна). Дальше – в роли спекулянта, шпика, кассира. (20-е,30-е г.г.).
Всё это хорошо усвоив, отдался потоку ленинианы (у Юткевича).
~~~~~~~~
Великие сов[етские] операторы:
Моисей Шоломович Магuд. Работал с режиссёрами Хейфицем, Рошалем и Файнциммером.
Марк Павлович Магидсон. Напротив, предпочитает работать со Столпером.
Евгений Вениамин[ович] Шапиро. «Золушка», «12-я ночь». Евг[ений] Онегин. Пиковая дама. Черевички.
Моисей Абрамович Шнейдеров. Документалист, автор «Разгрома нем[ецких] фаш[истов] под Москвой» и кадров водружения знамени над рейхстагом.
Юрий Иосифович Беренштейн.
Т.З.Бунимович
Звукооператор Вениамин Израилевич Киршенбаум.
Павел Лампрехт.
Яков Соломонович Лейбов.
Хаим Лобер.
Мирон Максович Пенсон.
Наум Слуцкий
Юлий Моисеевич Фогельман.
Аркадий Вениаминович Миссюра
Г.Айзенберг
Израиль Цуркелевич Пикман.
Владимир Абрамович Рапопорт.
Оттилия Рейзман.
Моисей Менделевич Сегаль.
Лев Соломонович Трахтенберг (звукооп[ератор]).
Марк Трояновский
Ефим Юльевич Учитель.
Дмитрий Моисеевич Фельдман.
Зиновий Львович Фельдман.
Самуил Рувимович Фрид.
Владимир Самуилович Цитрoн.
[стрелка указывает на продолжение списка на предыдущей странице]
[стр. 28]
Критики кино: Иосиф Моисеевич Маневич, Эдгар Арнольди, Яков Львович Варшавский, кинодраматург Александр Наумович Вольфсон.
~~~~~~~~
Актёры: Штраух, Сергей Мартинсон, С.Юрский, Татьяна Пельтцер, Андрей Файт, Серафима Бирман, Марк Блюменталь.
~~~~~~~~
Илья Вениам[инович] Вайсфельд.
Продолжение списка кинокритиков и киноведов: Марк Хаимович Зак, Исаак Израелевич Шнейдерман, Илья Захарович Трауберг, Семён Израилевич Фрейлих, Моисей Зац, Георгий Авенариус, Мих[аил] Блейман, Осип Брик.
~~~~~~~~~
И кинодраматурги:: Евгений Эмильевич Мандельштам, Григорий Иосифович Липшиц, Эзра Моисеевич Марьямов, Климентий Минц, Феликс Ефимович Миронер, Абрам Аронович Народицкий, Иосиф Прут, Леонид Давидович Тур, Хрисанф Херсонский, Евг[ений] Шварц, Влад[имир] Захарович Швейцер, Лев Романович Шейнин (в т[ом] числе «Поединок» и «Встреча на Эльбе»), Александр Штейн, Семён Лазаревич Шульман, Николай Эрдман, Соломон Моисеевич Лазурин, Лев Абрамович Кассиль (Черемыш - б[рат] героя, Вратарь и пр.), Евгений Кригер, Владимир Крепс (совм[естно] с А. Гендельштейном), Георгий Гребнер, Владимир Волькенштейн, Михаил Давыдович Вольпин.
~~~~~~~~
и беспризорничество людское
~~~~~~~~
Прах мой разбросай над Гангом. Жене передай мой пр[ощальный] привет, сыну отдай бескозырку, лошадушек сведи к батюшке. С агрономом не гуляй, ноги выдерну.
~~~~~~~~
«Не спешите песнопевствовать», как сказал Л.Мартынов.
«Сердце русское очень большое».
/Долмат[овский]/
[стр. 29]
Художники кино:
Цуния Майер, Семён Яковлевич Малкин, Семён Соломонович Мандель, Берта Семёновна Маневич, Лаки Александровна Азарх, Феликс Ясюкевич, Исаак Петрович Махлис, Израиль Маркович Нижнич, Яков Наумович Ривош, Абрам Львович Фрейдин, Леонид Аронович Шварцман, Иосиф Аронович Шпинель, Исаак Мих[айлович] Каплан.
~~~~~~~~
А как меня поведёшь, тропою грома или тропою мечты?
Структурные сдвиги (в моё отсутствие)…
~~~~~~~~
ты «каменная куропатка».
Архип[ов]: всё течет, всё из меня.
~~~~~~~~
24/ VI. Вот, наконец, и знакомство с этим унылым фатом, Малькольмом Лаури.
Образчик стиля «У подножия вулкана»:
«Сердце моё превратилось в горсть остывшего пепла. Горло мое стиснуто рыданиями. Что есть погибшая душа? Это душа, кот[орая] уклонилась от истинного пути и блуждает во тьме воспоминаний».
~~~~~~~~
«ту жажду,
которой нет на свете утоленья»
/Дон Жуан/.
«просторно сердце женщины».
/Дон Жуан/.
«Я был преступен, но порочен не был».
/Дон Жуан/
«Нет, не меня ты обманул, Жуан,
Ты обманул и Бога и природу»,
/Донна Анна/
«Мне помогли внезапность и расплох».
А.К.Т. [Алексей Константинович Толстой]
[стр.30]
Сведения об Александре Аркад[ьевиче] Галиче (настоящая фамилия Гинзбург). Он автор сценариев «Верные друзья». Сердце бьется вновь. Трижды воскресший. Третья молодость. Бегущая по волнам. На семи ветрах. Дайте жалобную книгу.
~~~~~~~~
композитор Ян Абрамович Френкель
~~~~~~~~
Ещё в копилку композиторов: Оскар Аронович Сандлер.
~~~~~~~~
два друга режисс[ера] - евр[еи] Алов и Наумов.
Режиссёрши – мультипликаторши сёстры Брумберг.
~~~~~~~~
19/ VI. Опять Павел Анток[ольский]
«Ты, лучшее между существ белокурых».
«И вот уже веса и контуров мы лишены».
«сучья спесь».
«Я трепещу и предвкушаю
И, предвкушая, трепещу».
«Любому страстотерпцу надо
Хоть раз в неделю снять венец».
~~~~~~~~~~
И вот с этой прилипчивостью (приткнут[ость]ю) ничего не поделаешь. Какая первая ассоциация с Абеляром? Известно какая.
~~~~~~~~~~
Португ[альское] заимствов[ание] кроме портвейна: auto da fe.
~~~~~~~~~
Лотос - олицетв[орение] верности, мужества и чистоты. «Хо Ши Мин очень любил этот цветок».
/«Огонёк»/
~~~~~~~~
локальные и глобальные.
И тебя это кручинит?
~~~~~~~~
в [19]55 г., т.е. тогда, когда пал кабинет Али Састроимиджойо.
[стр. 31]
Двое чистокровных жидяр: Михаил Калатозов и Григорий Козинцев.
Калатозов. /Валерий Чкалов. Заговор обречённых. Верные друзья. Первый эшелон. Летят журавли. неотправ[ленное] письмо.
Козинцев. /в союзе с Трауб[ергом] «Одна» и трилогия о Максиме. Дальше один - Белинский. Пирогов. Дон Кихот. Гамлет. Король Лир.
~~~~~~~~~
И, конечно, Марк Донской. Песня о счастье. Трилогия: детство Горького и пр. Фома Гордеев. Алитет уходит в горы. Как закалялась сталь. Непокорённые. Радуга. Сельская учит[ель]ница. Мать.
~~~~~~~~~
Режиссёр-документалист Роман Григорьевич Григорьев (Кацман). И Марк Давидович Гофман.
~~~~~~~~
Реж[иссёр] и сценарист науч[ных] ф[иль]м[ов] Борис Абрамович Альтшулер.
~~~~~~~
Режиссёр Владимир Браун. Моряки. Морской ястреб. Максимка. Матрос Чижик. В дальнем плавании. Море зовёт. Голубые дороги. Командир корабля. Мальва.
~~~~~~~
Владимир Вайншток (Дети кап[итана] Гранта. Остров сокровищ и пр.)
И, конечно Дзига Вертов (наст[оящая] фамилия Кауфман).
~~~~~~~
Генрих Саулович Габай. Именем революции. Капитан «Старой черепахи». Зеленый фургон.
Леонид Иович Гайдай.
~~~~~~~~
полпредом советской забулдыжности.
~~~~~~~
Пусто и бестол[ково] Пух не летит от уст Эола. Мышь не дуется на крупу. Соловей лета не ждет.
~~~~~~~
Иных путей душа его искала
Неясная звезда его вела.
[стр. 32]

19/ VI. Переписка Некрасова.
Тургеневу – «Я знаю, что значит взволнованное воздействие».
Толстой - Некр[асову], чтобы оттащить его от Черныш[евского] и К°: «Злобы в путном человеке никогда нет, как в Вас, как во мне, н[а]пр[и]м[ер]».
~~~~~~~
Воздух отличный, или как говорят испанцы “buenos aires”
~~~~~~~
«прозвучало, как содрогание разбитого сердца»
чтобы прошла дрожь, «Я принял необходимую терапевтическую дозу».
Беззаботица
Я чем-то таким подёрнут. Но чем я подернут?
~~~~~~~~~
И мой зенит, и мой надир. У П.Анток[ольского] -
«Но я разорван от надира до зенита».
~~~~~~~~~
впал в скудоумие, но не надолго.
Шаромыга – ханыга – прощелыга - забулдыга
~~~~~~~~~~
Как боль, зудила сначала,
Потом улеглась, как боль.
~~~~~~~~~~
У Льва Мея, вместо «чуть не подох»:
И едва дыханье жизни
Из ноздрей не улетело.
~~~~~~~~~~
У кого что на уме. Пока Борис Годунов резал Димитрия, В.Баренц открыл мыч Желания и через год скопытился, «затертый льдами» (97 г.)
Голландец Баренц
Швед О.Диксон
Витус Беринг
~~~~~~~~~
на острове Фернандо-По
~~~~~~~~~
Финны вовсе не финны, они суоми и так себя называют. Финнами их обозвали шведы.

[стр. 33]
А у Цыбина всё то же: «вздох и завязи». «роса остудная» И пр.
«И я, к тебе приговорённый»…
~~~~~~~~~
Шуточки в Серебрянском:
«похужал», «возмудел».
~~~~~~~~~
Это ещё не Понт Эвкс[инский], это Пропонтида.
~~~~~~~~~
Из того же (бдительного) цикла у Е.Долмат[овского]:
Родина слышит,
Родина знает…
Алыми звездами башен московских,
Башен кремлёвских,
Смотрит она за тобою».
~~~~~~~~~~
и отбросив в сторону всяк[ую] риторику
~~~~~~~
Надеждин: «Ум, богатый силою, но обделённый образованием».
~~~~~~~
Ничего особенного: можно 32 года [нрзб], а потом перестать. Ср. Дюшанбе 32 года был Сталинабадом ([19]29-61 г.г.) и потом стал Душанбе. (да 34 р. мал[енькая] разница)
~~~~~~~~
на острове Лампедуза
~~~~~~~~
залив Терпения на о[стро]ве Сахалин.
~~~~~~~~
«Греческий погром в Стамбуле и Измире». Т.е. не греки бьют, а бьют греков. Ср. ветры.
~~~~~~~~
и короткие наплывы тяготения к богеме
~~~~~~~~
Лев Мей:
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску чёрную долой!»
~~~~~~~~
Лев Мей,
совсем иначе:
«и на сердце
Легла потьма кромешная».
~~~~~~~~
И ещё, в конце баллады о бедной Наташе:
«Спи, моя бедная!.. Будут пробудные дни…»
~~~~~~~~
[стр.34]
П.Анток[ольский]:
«Возьми меня, летучую, как пламя,
Всю сразу, с сердцевиной голубой».
27/VI. А.К.Т. [Алексей Константинович Толстой]
«Но доблесть их тупа и близорука».
И непонятно Фёдору Иоанн[овичу] вероломство шурина: «Ведь он же крест целовал! Ведь публично – крест!»
~~~~~~~~~~
28/VI. А.К.Т. [Алексей Константинович Толстой]
… «божья пташка!
Весенний цветик!..
Борис: «Мне некогда крушиться!
«Прими нас, славный витязь, душеспасения ради».
«Сладкоречием мужа сего прельщены».
«Спесив уж больно стал».
«Хвала Творцу и Матери Пречистой!»
~~~~~~~~~~~
29/VI. А.К.Т.
«Не изрекут холодные уста».
«Его болезнь, боярин, многосложна».
«Смерть Иоанна Грозного»
«Царь Фёдор Иоаннович»
«Царь Борис»
Изнурённое воображение
~~~~~~~~~~~
«в моей руке окровавлeнной»
~~~~~~~~~~~
«И как опасна индижестия» (несварение желудка).
~~~~~~~~~~~
А в декабре 1964 г. шейх Кувейта Абдаллах ас-Салем утверждает новое пр[авительст]во во главе с наследным принцем Сабах ас-Салемом ас-Сабахом.
~~~~~~~~~~~
Лев Мей:
От жара и несносной духоты
И падают и падают цветы.
~~~~~~~~~~~
Прежнее прошло (-Иоанн Богослов-)
Теперь всё новое.
[стр. 35]
VI съезд пис[ателей]. 567 делегатов представляют 7942 члена.
~~~~~~~~~~
Новгород, то же что Неаполь.
~~~~~~~~~~
Об относительностях. Ханты называли эвенков «дальними жителями», т.е. «тунгусами».
~~~~~~~~~~
Африканские и вост[нрзб] стихи и баллады Евг[ения] Долматовского. «Писатель Стейнбек целится в меня из пулемёта крупного калибра».
~~~~~~~~~~
Сенатор Джексон: «Самое ценное, что мы имеем, - это раскол между Красной Россией и Красным Китаем».
«гальванизация китайских масс».
«Трудно придумать что-н[и]б[удь] более ободряющее для некоммунист[ического] мира, чем перспектива борьбы в лагере красных».
~~~~~~~~~
«науськивать крас[ный]Китай на крас[ную] Россию».
~~~~~~~~~
«свои колокола, своя отметина»
(Роб[ерт] Рож[дественский]
~~~~~~~~~
Гос[ударст]во Сан-Марино. Основная статья экспорта – почтовые марки (покрывает 1/3 нац[ионального] дохода).
~~~~~~~~~
«Газета – плохой проводник тепла».
~~~~~~~~~
А я, «длинный, как зимняя дорога».
~~~~~~~~~
«певец ушедших эпох».
~~~~~~~~~
Русским духом пахнет. В скобках: Баба Яга.
~~~~~~~~~
Когда бы грех увидел наши икры. Не ходи прощупывать икры наши девичьи.
~~~~~~~~
В «Коварстве и любви» Фердинанд говорит так:
«В стране, где я собираюсь поселиться, монеты этой чеканки не имеют хождения».

Публикация Венедикта Ерофеева (младшего)