ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОДРУЖЕСТВА
Нормы для безопасности товаров для потребителей
Регламентируются состав некоторых упаковочных материалов и качество оборудования, используемых в производстве продовольственных товаров. Применяемые правила в ряде случаев очень сложны. Например, использование пластмасс в изделиях, соприкасающихся с продуктами питания, допускается только, если они изготовлены из определенных, безопасных для здоровья потребителей компонентов (мономеры и другие вещества - всего 500 наименований). Основанием для включения того или иного вещества в такой "позитивный" список является предоставление фирмами-производителями технологических и токсилогических данных, доказывающих его безвредность даже при длительном пользовании.
Проверку осуществляет действующий при Комитете ЕС Научно-технический комитет по продовольствию. Сбыт и использование в контакте с пищевыми продуктами пластмасс с включением компонентов, отсутствующих в списке, запрещен во всех странах ЕС. Действие этих ограничений затрагивает широкий круг продукции, включая разного рода упаковку, кухонные принадлежности и посуду, оборудование и инструмент для пищевкусовой промышленности (например, лента для транспортеров на линиях разделки и упаковки) и ряд других товаров.
Экологические нормы
Важным направлением усиления требований к качеству продукции, допускаемой на рынок ЕС, являются экологические нормы.
В настоящее время в ЕС действует около 280 законодательных актов, касающихся проблем загрязнения воздуха, воды и почвы, управления отходами, мер предосторожности по отношению к химикатам, экологической оценки, биотехнологии и т.д.
В последние годы в странах ЕС резко повысились экологические требования к упаковке промышленной и продовольственной продукции, которые постепенно также становятся обязательными. Их цель - предотвратить загрязнение окружающей среды использованной тарой и веществами, выделяемыми при ее ликвидации, особенно путем сжигания.
В начале 90-х годов в ЕС (в составе 12 стран) производилось ежегодно около 50 млн. т упаковочных материалов, но только 1/5 из них использовалась повторно. Отдельные страны ЕС, такие, как Дания, Германия и Нидерланды, уже приняли ряд жестких экологических норм в отношении упаковки. Например, в Дании в ряде случаев запрещено применение металлической тары, для некоторых жидких товаров предписывается повторное использование стеклянных бутылок.
В целях решения этой проблемы органы ЕС приняли в 1994 г. директиву, предусматривающую единые для всех стран-членов обязательные требования к упаковке; без их соблюдения товар не может быть допущен на единый рынок сообщества. Речь идет обо всех видах упаковки, применяемой в торговле, промышленности, кондитерском деле, а также в быту. К числу обязательных требований, которые предлагается постепенно ввести, относятся следующие:
объем и масса упаковки должны быть минимально необходимыми для обеспечения сохранности товара и безопасности Потребителя;
в состав упаковки могут входить лишь минимальные количества вредных веществ (в частности, должны быть установлены предельно допустимые нормы со-держйия свинца, кадмия, ртути, хрома);
по своим физическим свойствам и дизайну упаковка должна быть пригодна дяй многократного использования, а после окончания срока службы - для извлечения из нее ценного сырья или отдельных компонентов.
Ставится цель - в течение 10 лет с момента вступления директивы в силу добиться утилизации 90 % использованной упаковки по массе и 60 % входящих в ее состав сырьевых материалов. Предполагается в дальнейшем обеспечить возврат конечными потребителями торговцам 100 % тары (включая упаковку импортных товаров) для ее повторного использования или рециклирования.
До последнего времени из стран ЕС в данной области лидировала Германия. Ее законодательство обязывает продуцентов организовывать сбор своей упаковки у торговцев и потребителей. Этим занимаются специальные фирмы, услуги которых производители оплачивают в складчину.
Экологическая сертификация и маркировка
В странах ЕС сертификацию по экологическим требованиям применяют с 1992 г. Установлены критерии для проведения оценки экологической безопасности продукции на различных этапах ее жизненного цикла и правила присвоения экознака ЕС продукции и технологиям.
Экомаркировка призвана информировать потребителей об экологических свойствах товара. С 1992 г. для маркировки потребительских товаров, наносящих наименьший вред окружающей среде, применяется "зеленый" знак ЕС, изображающий цветок с 12 лепестками-звездочками и буквой Е в середине. Такой знак присваивается компетентными органами стран-членов, исходя из экологических норм ЕС. Однако он не применяется для маркировки продовольствия, фармацевтических товаров и опасных химических веществ, в отношении которых действуют особые правила.
Экологический знак ЕС не отменяет применения национальных знаков, как, например, изображение "Голубого ангела", учрежденного Немецким институтом товарных гарантий (используется для маркировки экологически чистых товаров, в том числе многоразовых транспортных упаковок и многоразовых деревянных ящиков для фруктов и овощей). На упаковке немецких товаров может также ставиться знак "Зеленая точка", подтверждающий, что производство данного товара является экологически чистым и тара подлежит переработке. В Скандинавских странах введен экознак "Белый лебедь".
В настоящее время экомаркировка не является обязательной, поэтому ее можно считать рекламным средством, повышающим конкурентоспособность товара.
До 80-х годов ведущие зарубежные фирмы считали, что учет экологических требований может снизить конкурентоспособность их продукции в связи с дополнительными затратами на производство более экологически чистой продукции. В последние годы возобладала точка зрения, что экологический имидж товаров может способствовать повышению конкурентоспособности фирмы-производителя.
Неиспользование экологической сертификации и маркировки предприятиями, экспортирующими в страны Западной Европы экологически чистую продукцию, нередко ведет к снижению цен на нее на 20-30 %.
Требования к этикетированию, маркировке и упаковке
В ЕС унифицированы правила, касающиеся этикетирования, маркировки и упаковки широкого круга продовольственных и промышленных товаров.
Требования к этикетированию призваны улучшить информацию потребителей о качестве продаваемой продукции. Наиболее детально в этом отношении регламентируется торговля продовольственными товарами, как правило, поступающими в продажу в закрытых упаковках. Этикетки и реклама на такую продукцию должны отвечать следующим требованиям: не вводить в заблуждение потребителя, не содержать медицинских показаний (за исключением минеральной воды, зубной пасты и некоторых других товаров), не выдавать обычные свойства товара за какие-то особые свойства, выделяющие его из общей массы подобных товаров.
В этикетках на пищевые товары должны содержаться некоторые обязательные сведения о продукте по унифицированной форме. К таким обязательным сведениям относятся:
наименование продукта. Если в каких-либо законодательных или административных актах ЕС или стран-членов приводится определение данного товара, то следует обязательно пользоваться этим определением. Например, название "икра может применяться только к продукту, полученному от осетровых рыб. В остальных случаях экспортер может по своему выбору использовать как название, принятое в стране потребления, так и местное название в стране производства (или оба названия одновременно). В названии товара должны быть четко отражены его природа и физическое состояние (мед натуральный, кофе растворимый и т.п.);
перечень ингредиентов. В их число входят все компоненты, использованные при производстве данного товара, включая различные добавки, которые указываются в убывающем порядке соответственно их доле в готовом продукте;
масса - нетто;
минимальный срок годности;
особые условия хранения и использования;
название фирмы-изготовителя или поставщика;
район производства, если это важно с потребительской точки зрения (например, для виноградных вин).
Обязательным является указание номера (шифра) поставки конкретного товара, а в розничной продаже - также его цены. Номер поставки дает возможность в случае необходимости изъять данную партию товара с рынка без ущерба для торговли остальным товаром. Цена должна быть указана таким образом, чтобы потребитель мог легко сравнить ее с ценами конкурирующих товаров.
Установлены правила фасовки продовольственных товаров для розничной продажи, а также максимально допустимые отклонения от массы, указанной на этикетке.
Торговля продовольственными товарами, не отвечающими этим требованиям, запрещается на всей территории ЕС.
С 1990 г. принята стандартная форма отражения в этикетках и рекламе химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов. Она должна даваться на видном месте, в простой и понятной для потребителя форме. Расчет калорийности делается по коэффициентам, зафиксированным в директиве Совета ЕС ( в калориях или килоджоулях на 1 г вещества). Указанные сведения направлены на повышение культуры питания населения, предоставив потребителю возможность выбора оптимального для него рациона.
Требования к этикетированию бытовых электротоваров направлены на то, чтобы привлечь внимание потребителей к энергоэкономичным товарам. Предприятие-изготовитель или же импортирующая фирма должны при выпуске названной продукции позаботиться о специальной этикетке, выполненной по установленному стандарту и содержащей информацию об энергопотреблении предлагаемого потребителю электроприбора, а в некоторых случаях - и об уровне шума. Поставщик обязан снабжать торговцев необходимым количеством ярлыков и проспектов с указанием этих данных, а также предоставлять компетентным органам стран ЕС техническую документацию для их проверки в течение 5 лет с момента выпуска последней партии товара.
Особенно строгие единые правила действуют в ЕС в отношении этикетирования и маркировки продукции, употребление которой связано с потенциальной опасностью для здоровья потребителей (минеральные удобрения, предметы бытовой химии и др.). Этикетки на эти товары в обязательном порядке должны содержать следующую информацию: наименование и химический состав продукции, название и местонахождение предприятия-изготовителя, торгового агента или импортера, перечень потенциальных рисков для потребителя, меры предосторожности, которые необходимо соблюдать в процессе хранения и использования данного продукта.
Предусмотрены выразительные условные знаки, сигнализирующие об опасности. Например, емкости, содержащие токсичные и легковоспламеняющиеся вещества, помимо соответствующих надписей на этикетках должны быть снабжены крышками или запорами, которые исключают доступ к ним детей, и знаками опасности, различаемыми на ощупь.
Приняты директивы об этикетировании различных медицинских и фармацевтических товаров. В целях безопасности потребителя предусматривается, в частности, обязательное вложение вкладыша (листовки) в упаковку всех медикаментов.
Специфические правила применяются в отношении этикетирования и маркировки текстильных товаров. Их цель - предотвратить возможность фальсификации волоконного состава пряжи, тканей и изготовленных из них изделий: например, продажу под видом чистошерстяных или шелковых изделий, выполненных из тканей с другим составом.
При продаже изделия конечному потребителю, а также в каталогах, проспектах, на упаковке и на этикетках название и волоконный состав изделий должны быть легкочитаемы и заметны.
Принята директива по маркировке материалов, используемых для изготовления основных компонентов обуви: верх, подкладка, подошва. Она должна включать информацию о материале, на который проходится не менее 85 % поверхности или массы этих компонентов. Информация в виде графических изображений должна помещаться хотя бы на одном предмете из пары обуви. В директиве дается подробное определение различных материалов: кожа, натуральные или синтетические текстильные материалы, каучук и пр.
Применительно к этикетированию и маркировке следует иметь в виду, что даже в тех случаях, когда указание каких-либо данных на этикетках, ярлыках или упаковке товаров в странах ЕС является пока факультативным (добровольным), отсутствие информации воспринимается потребителем как свидетельство более низкого и даже сомнительного качества товара, что сказывается на его цене.
Наконец, в ЕС усиливаются требования штрихового кода на упаковке. Международное стандартное штриховое кодирование распространяется с 70-х годов, сначала на добровольной основе, а затем фактически в обязательном порядке. Многие страны уже отказываются импортировать, например, продовольственные товары без такого кодирования.