ИГОРЬ БУРИХИН

УПРАЖНЕНИЕ В ГЕРБАХ *


П уть Чингисхана, ожидая
довольно долго Ермака,
на тех же конях казака,
таит в себе Тянитолкая.

...Ты думал, мчится по степи
монгольский к нам завоеватель.
И за Урал, и за Карпаты
заглядывая - Чингисхан, и только.

Степной, ты думал, коридор:
не Ермаком, так паровозом -
чтоб нам китайца потеснить,
японца да американца, пожалуй.

А это путь туда-сюда
стоит, как мост континентальный,
наш Бегемот Тянитолкайский,
всем ожиданьям вопреки.

Продолговатостью своей
большие крылья заменяя,
что кинул он в краю не нашем?
О чем так жалобно стоит?

И две его печальных морды,
и архитуловища ход
на расстоянии огромном
немало требуют корон...

О, Транссибирский бегемот
над, если хочешь, коридором!
Степей нежданный пароход
вниз трубами, и мы в котором.
О, баобаб, ложась бревном,
для губ огромного мечтанья.
И много есть в ковчеге том
парно-ермако-чингисханья.

Над ним Медведица бежит.
В ногах растет Китайский заяц.
Но лишь под ним земля дрожит
и терпит все, не разверзаясь.

В Медведице той Черепаху
и Сфинкса в Зайце ты найдешь.
А он стоит, подобно праху
взвиваясь все в одно и то ж.

Ого, невидимище тайн.
Мистериище евразийско.
Теперь и ты в гербе летай
подале, чем всеяроссийско.

Умовоздушный, как туннель,
сей Бегемот не для профана,
но океанского на мель
смущать собой Левиафана.

Дремуче традиционален
и дюже эмоционален,
плыви-плыви, пылит пока
путь Чингисхана-Ермака!..

Вот так-то конница летит,
пространство забирая в пищу.
А Бегемот умы слепит,
когда в метафоре не ищут

необязательности блох,
а рычаги в ней ножниц видят.
И Атлантический ваш блок,
как Бог судил нам, так и выйдет.

Двуглав недаром был наш герб.
И безголов, что серп на молот.
И ножниц тех на букву Хер
хранитель - бегемотский волок.

Его ль теперь продолговатость
(взамен орлиного - горбом)
сиденья новую крылатость,
сродни таранам и гробам,

внушает нам? Ну, самолет,
хотя бы как плакат и знамя.
И весь десяток сефирот -
его удерживать над нами.

Да-да, и бегемоты мы!
Атланты и гипербореи.
Сыны суровой светотьмы
из небывалой Арктогеи.

У нас и Луга, что Лион.
И в Туле нам - не просто в Туле.
И нильский ваш аккордеон
Днепр крокодилом караулит.
У нас переведен Генон,
как сообщил философ Тугин ** ,
на Ахерон и афедрон
вращая севера на юги.

Ваш атлантизм-мондиализм,
левиафанское уродство,
хотя бы и с-луны-свализм,
осилит наше бегемотство.

Зане Господь наш - Бегемот
в сибирско-райском элементе,
стоит, что задом одвуморд,
как облачность на постаменте.

Двусмысленно, что на круги
своя приходит все когда-то.
Где ни омоешь сапоги,
все - океан, увы, ребята.

Уж обещал нам Нострадам
лишь море русское широко.
Тем более - Гиппопотам!
И, думается, неглубоко.

Увы, гербарий-бестиарий,
засушенный на первый взгляд.
Творец истории, как встаре,
когда подумаешь подряд.

О НОЖНИЦАХ МЕТАФОРЫ
Полустансы

Гляжу, как безумный, на молот и серп -
какой мусульманский был СССР.

В которой фигуре двуглавый орел
хранил свои мощи и снова обрел.

В которой фигуре не сам ли Андрей
висел Первозванный, а то и древней.

В которой фигуре уже Бегемот
двуглавобрюхатую площадь берет.

Увы той фигуре - на всякий пример -
метафорой ножниц *** , на букву же Хер.

Что, думаю, будет еще на веку
уже не моем?.. Все же: ку-ка-ре-ку!..

Да, метафора - это ножницы. И пример тут особый, по-живу- резательный. Вот уже и без ног, что бревном, а паришь, летаешь. И
зубами, что в перьях, лязгаешь. Но внутреннему человеку нужен внутренний континент.

ПРОЩЕ, ЧЕМ НОСТРАДАМУС

Еще один Орел.
Еще один Медведь.
И даже не Россия ведь.
Ведь это Западной Европы
Германский, внутренний кусок.
Да вот берлински потопы
да цепь - на горло поясок -
взамен порушенной стены.
Народ там бродит россиянский,
равно как и американский -
с левиафанской стороны.

А за Медведицей встает
Медведь торговою уловкой.
А в прочем - тот же Бегемот.
И набок, что боеголовкой,
клювокогтистой кочергой
верша по свастике вращенье,
Орел не хочет быть собой.
И погибай стихотворенье...
Зачем в терцину и катрен,
центурий войско из которых,
теснится, как олигофрен,
свидетель будущих повторов?

Зачем та бездна все полней?
Зачем лишь техника такая
дана, чтобы сказать о ней,
с которого не ступишь края?

Увы, словесное понятье
с объектным соединено
через единое заклятье -
звукообразное звено.
Все прочее - литература,
поэзия и, так сказать,
история, ее культура...
И географию назвать

тебе, читатель, как царю,
хотел я в истинах с улыбкой.
И вот уже в умах парю.
И ересь - простотою зыбкой.

И всюду львы и куропатки,
как пьес писатель пошутил,
а я, подумав, повторил...
Костлявый воздух, что бросками ос
взрывающийся, расширяет горло.
Как ни скажи, учитель, все вопрос.
Лишь пение, хотя б оно прогоркло.

КОММЕНТАРИИ: читая ж. с этим названием, № 7, с.4: Хлебников в поэме "Синие оковы" сравнивал полет пчелы (?) с пространством без костей (?): "Смех- ай, ай! - лов наглых, назойливых ос, / Нет их полету костей" ...(А. Парщиков);

с. 136: Психологическая схема словесного понятия Фрейда в работе "Об афазии" ... показывает функциональную модель языка и, что наиболее важно, словесное понятие соединено с объектным понятием только через звуковой образ ... (М.Молнар).

В остальном: "Путь Чингисхана-Ермака" - ритм его - из "Хаджи-Тархана"; Медведица - Большая Медведица - абрис Российской империи (СССР) мордой на северо-восток, и более того - абрис евразийского континента в верхней позиции, похожий также на черепаху, "с вывалившимся языком Камчатки"; Китайский заяц, превращаясь в Сфинкса - абрис Китая (в профиль, мордой к Японии, поджав лапы) и всей нижней части континента с ушами полуостровов Индокитай, Индостан; это виднее, если перевернуть карту; пафос Бегемота (в пику Левиафану), крокодильская симметрия Нила и Днепра и прочие сомнительные в своей агрессивности посылки - это вести из Арктогеи; "Русское море" почти на всем российском пространстве - по Нострадамусу; сапоги - местножириновские; Медведь в гербе Берлина, одноглавый (влево) Орел - Германии; в целом же - как случилось, ибо метафора - ножницы, ножницы - метафора, и проч. - И.Б.

______________________

* Первое стихотворение цикла - "Рассуждение о крыльях в гербе Москвы" - напечатано в ж. "Комментарии", №15, 1998. (Авт)

_______________________

** Видимо, авторская опечатка. (Ред)

_______________________

** Авторское изображение ножниц воспроизвести не удалось.