ИРИНА ЗАЙЦЕВА-ПУШКАШ
РЕИНКАРНАЦИЯ МИФОВ В КУЛЬТУРЕ
М ир человечества — заповедник знаковых систем. Эта мысль, успевшая стать трюизмом, с особой силою дает о себе знать в эпохи распада, секуляризации духовных сфер человеческого бытия и культурного упадка.
Психиатрам известно: не существует строгой границы между знаковой деятельностью здоровых индивидов и психически больных. Однако вкладу последних в общем культурно-историческом потоке следует отвести приоритетную роль. Роль подпольную, преформирующую, перво-проходную, одновременно и трагическую, и фарсовую. Ибо психопатологическое творчество есть многоликая трикстериада (или, другими словами, клоунада), в которой болезнь пародирует едва ли не каждое явление высшего, божественного порядка. В этом и кроется великий крамольный соблазн: попытаться сопрячь не только мир бреда с миром культурно-феноменологическим, но и совершить поворот вспять — наложить сегодняшнюю цветистую ткань культурных, а большей частью около- и субкультурных манифестаций на странный и невнятный первообраз бреда, угадать в зеркале безумия "будущим отбрасываемую тень"
Архаическая картина мира в своем первозданном виде воспринималась целостно. Мифотворчество современности, как и искусство, проявляемы имплицитно и дискретно.
Но как в законах самоорганизации открытых нелинейных систем материального мира малый фрагмент структуры подобен целому, так и в саморазвитии спадов и подъемов человеческого духа отдельно взятые в разладе века события могут фокусировать в себе отблески некоего совершающегося мифа глобального.
Как и в аналитической психологии индивидов, все многообразие общественных явлений может быть ранжировано по категориям мифа и ритуала инициации, а именно: категориям "противопоставления" (своего чужому), "уподобления" (как "мы" так и "не мы"), "испытания", "посвящения" и "нового рождения" некой коллективной целостности "мы" (цеховой, государственной, этнической и т.д.).
Современное мифотворчество по способу своего выявления и временной направленности делится на два больших класса.
I класс мифов создается путем непосредственной регрессии к мифам древности в обновленных или даже подчеркнуто первобытных формах (мифы дикие).
II класс мифов зарождается в русле понятийного аппарата научно-технического прогресса; при этом инновационные мифы (назовем их так) остаются все же на поверку структурированными в соответствии с теми же архаическими паттернами.
Примером первого класса могут служить всевозможные псевдорелигиозные и национальные мифы.
Поскольку мы представляем здесь государство Украину, нам удобнее всего изнутри проследить закономерности национального мифооб-разования на информационном материале двуязычных и украиноязыч-ных масс-медиа, литературы, кино, устного народного фольклора, как-то: словопрения в застольях и общественном транспорте, анекдоты. Изучены обширные такого рода претенциозные и тенденциозные публикации по этнографии, историософии, лингвистике, питающие так называемую национальную идею, которая так или иначе может использоваться для манипулирования массовым сознанием. Не исключено, что предлагаемая здесь модель национального мифотворчества вовсе не уникальна и работает на разных этнических почвах.
Итог такого анализа демонстрирует состояние коллективной бессознательной ментальности как состояние расслоения, расколотости и противоборства двух основных историко-философских моделей, двух конкурирующих ориентации: с одной стороны — православной, исторически предопределившей Киево-Русскую, а затем и общеславянскую государственность, лучшие достижения национальной культуры; с другой стороны — миф ортодоксально-националистический, нацеленный на поиск, а точнее реставрацию, собственной религии на путях эмансипации от русского православия. Принадлежность к той или иной ориентации определяет сегодня во многом экономические, политические решения, отношения между двумя славянскими государствами не всегда в прямой зависимости от официального конфессионального статуса и • вообще теологического фактора.
Проблема состоит в том, чтобы определить семантику уподобления и одержимости некоторой наиболее активной в мифотворческом смысле части социума. Попытаемся провести этакую пробную "мифолока-цию".
Нигде так не проявляются знаковость и напряженность коллективного мифа, как в баталиях за исконность и чистоту национальной символики. Обсуждение этих вопросов порою предваряет и отодвигает на задний план все прочие, в том числе и о хлебе насущном.
Принятая в качестве государственного герба эмблема тризуба являет собою своеобразную языческую аберрацию христианской Троицы. Тризуб рассматривается как реминисценция чрезвычайно архаического символа кадуцея, трехглавого дракона, культа великой Матери-Земли. Пафос реставрации этого символа коренится в представлениях о гипотетической прародине украинского этноса — нумеролоЬмески созвучной тризубу Трипольской культуре. Утверждение языческой символики проистекает на фоне синхронного отторжения, явного или неявного, своей религиозно-этнической модели от иудео-христианской традиции.
Возьмем манифест украинской диаспоры под названием "Обращение к украинцам-христианам, во всем мире сущим". Он предваряется лозунгом — "Слава Даждьбогу, слава Украине!". Манифест призывает оставить чуждую нам христианскую веру и принять реформированную "украинскую национальную веру". Подпись—Мировая Священная Рада Родной Украинской Национальной Веры. Канада. 7500-го Даждьбожье-го года.
Украинский историк, шумеролог из США Лев Силенко реставрирует на основе древнерусской мифологии религиозную конфессию под именем РУНВера (аббревиатура содержит вышеперечисленный ряд слов), обобщив ее в труде "Мага-Вира". По его мнению, в 988 году праотцовская религияя была растоптана, а украинскому народу навязали чуждые ему христианские догмы.
Другой апологет самостийной веры в своей статье "Внутренняя суть арийской веры Украинского обряда", вошедшей в сборник "Космос древней Украины" с подзаголовком "Мифология, философия, этногенез", Киев 1992, констатирует: "Христианство в Украине — исчезающая реальность, арийская религия — возрождающаяся" Призывает совершать огнепоклоннические ритуалы Ригведы, изучать знахарство и колдовство. Автор сетует на то, что лидеры официальных религиозных конфессий препятствуют ему в издании книги "Берегиня" — о божественном предке украинцев.
Расброс мнений этнографов по вопросу исторического возраста украинского этноса столь велик (называется дата начала этногенеза от 6 тыс. до Р.Х. до V века по Р.Х.), что трудно не заприметить в нем тень мифологизирующей деятельности особо пристрастных ученых. По этой причине я не привожу их фамилий здесь и ниже, ибо миф, в чьих устах он бы ни вербализовался, всегда в своей основе анонимен в том смысле, что наделен авторством не единоличным, а коллективным.
В данном случае не столь важно: опирается ли мифотворчество на вымысел или реально обоснованные факты (такие как открытие Трипольской культуры и государства Аратты — земледельческой цивилизации VI — V тыс. до Р.Х. на территории междуречья Дуная и Днепра): и то и другое суть всего лишь строительные камни, прихотливо закладываемые в здание мифа. Вот лишь некоторые отдельно взятые мифологемы этногенеза:
— "Украина — прародина индоевропейских, арийских народов".
— "Арии — это протошумеры, а славяне-украинцы предки ариев и шумеров, аутохтонные жители Среднего поднепровья".
Напомню, что согласно общепринятой в международной литературе точке зрения, родина славян — междуречье Одера и Вислы, а начало славянского этногенеза датируется I веком по Р.Х. (Л.Н. Гумилев 1989).
Эскалация мифа об арийском и даже протоарийском происхождении украинской расы (не нации) очень напоминает не столь отдаленные события в предвоенной Германии, о которых писал Карл Юнг: "Повсюду демонстративно подчеркиваются такие вещи как германская раса, в просторечии называемая почему-то арийской... Сочетание "немецкие христиане" приобрело в себе внутреннюю несообразность. Немецкое движение за веру Хауэра, основанное на нордических сказаниях, стремится к сочетанию несовместимых тенденций (так называемое "подчищенное" христианство или противопоставление нации христианству и вообще какой-либо религии)". Юнг с грустью заключает: "Чем более немецким проявлением одержимости выглядит вера Хауэра, тем очевиднее истина: немецкий бог— это племенной бог немцев" — Вотан, бог грозы, охоты и войны, неугомонный странник, сеющий смуту и раздоры.
Зададимся по аналогии резонным вопросом, каков же племенной бог современных выразителей украинского мифа? Мы полагаем, что это миф о великой Матери-Земле и ее хтонических героях.
Предварим нашу дальнейшую аргументацию выдержками из бреда одного старейшего пациента, предвосхитившего за много лет до анализируемых здесь публикаций основные постулаты национального мифа:
"Украинцы — это природные люди, а русские (москали) — полуприродные: они прилетели из космоса на землю, чтобы не работать. Природные — значит рождены из земли. Земля наша мать. В земле есть скопление специальной жидкости, которое, вступая во взаимодействие с почвой, образует человеческий плод". Сам пациент называет себя планетой Земля. Все человечество благодаря ему питается и дышит. Совершает особые ритуальные телодвижения, способствующие, по его мнению, плодородию и уничтожению пришельцев из космоса — моска-лив. Бог, считает больной, существует, но он живет на земле как обычные природные люди.
Как видим, в тексте бреда прослеживаются следующие парные про-
тивопоставления: земля/небо, украинцы/русские, трудолюбие/пораздность, а само понимание племенного бога в мифе о Матери-Земле и Небе-Отце матриархально, связано с функциями плодородия.
Сравним этот случай давнего клинического а, главное, независимого, мифотворчества с мифологическими течениями в современной укра-иноязычной публицистике. Первое, что приходит на память — это образцы плакатной литературы, в великом множестве украшавшие наши городские заборы накануне раздела Союза в 1991 году. Некий аноним в листовках просвещал народ насчет его долевого участия в общем союзном котле производимых благ Сравнение было явно не в пользу остальных республик. По статистическим сводкам выходило, что Украина в широком смысле "всех кормит"
Далее. Любопытна статья "Две линии развития человечества" в упоминавшемся выше сборнике "Космос древней Украины": нации, по автору, делятся на 1) симбиотические (украинцы) и 2) паразитические (под ними подразумеваются другие восточнославянские народы). Первая линия эволюционирует от мирных собирателей до земледельческой культуры, характеризуется поклонением быку, корове (в этом сходство с Индией), запретом на употребление в пищу их мяса и использование животных в качестве транспортного средства. Вторая линия проходит путь от стадного хищника к кочевому скотоводству, характеризуется приоритетной значимостью коня и эксплуатацией животных в качестве средства передвижения. Сходные высказывания пр исутствуют и вдругих литературных источниках: "Есть нации-осы и нации-пчелы" "Украинская раса — сила могучая, природная, земная".
Здесь мы имеем дело с семиотическим противопоставлением горизонтального сосуществования человека и нечеловека (животного) — вертикальному, подчинению низа (животного или машины) по отношению к верху, противопоставлением хтонизма (гармонией с природой) — покорению и вычленению из природы, оппозицией бык/конь. При этом символ покорения — образ всадника — воспринимается сквозь призму этноцентристского сознания как крайне одиозная фигура.
Какое же божество символизирует образ грозного всадника? В древнерусском языческом пантеоне, состоящем из 7 божеств в образе всадника мог олицетворять только громовержец Перун. Со временем происходит значительная дифференциация земледельческих и стихийно природных функций богов, и верховное божество—единый владыка неба и грозы — распадается на бога ветра (Стрибог), бога огня (Сварожич), бога воды (Морена) и громовника — Перуна. Последний удерживает свою доминирующую в пантеоне роль.
Основной славянский (он же общий индоевропейский) миф — это миф о поединке бога грозы Перуна с его змеевидным противником Ве-лесом (Волосом). Причина распри — похищение Белесом скотя u wou..
Перуна (имя ее в мифологии звучит по разному — Додола, Мокош, она же Морена). Перун сосредоточивает в себе военно-государственную, юридическую функцию, связан с "верхом" (культы его отправлялись на холме), а потому он однозначно мужественен, должен ассоциироваться с российской державностью, патриархальностью, царем-батюшкой.
Велес наделен хозяйственно-природными функциями и связан с "низом" (его святилища в низменностях), в родовом отношении не так четко определен. Как хранитель сокровищ он сближается со змеем, трехглавым драконом, славянским Огненным Змиуланом.
Супруга Перуна соединяет в себе символику воды и плодородия. Как Морена — Мокошь она родственна морскому богу Нептуну, маркированному трезубцем. Под именем Додола (дол, долина; додолу по-украински вниз, на землю) —должна ассоциироваться с самой Землей, возможно — какой-то нижней землей. Ее .греческий аналог Деметра, подобно ин-дуитским богам Шиве, Вишну тоже в изображениях помечена трезубцем. Участвие женского божества в грозовом мифе непременно должно обнажать его подобную Велесу змеевидность, так как согласно канонам мифа о тотемном браке испытание в змеином царстве свидетельствует о тотемной, т.е. змеиной же семантике самой испытуемой. Это также подтверждает хтонический статус Додолы — Морены, поскольку Земля и змея этимологически — слова одного корня.
С учетом вышесказанного громовержцу Перуну противостоит некое синкретическое андрогинное божество "Змей-Земля". В результате получаем следующую серию бинарно логических оппозиций: небо/земля, огонь и воздух/вода и земля, мужское/женское или мужское/андрогин-ное, традиция самодержавная/демократическая (казацкое вече), дух/ материя, Россия/Украина. Показательно, что крылатым атрибутом укра-инства считается хлеб и сало, а русскости — бессребреность и "загадочная русская душа". Этнохарактерологически наиболее яркая русская пословица "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится", соединяет в себе причинно-следственными отношениями семиотику грозы и христианского обряда; а распространенная украинская поговорка "Моя хата с краю" отображает изменчивость, хитрость, стратегию избегания, типичные для хтонических персонажей мифологии.
Образ всадника-змееборца эволюционировал с принятием на Руси христианства в образ Ильи-пророка на огненной колеснице, святого Георгия-Победоносца; после победы в Великой Отечественной войне он ожил в лице маршала Георгия Жукова, воседающего на белом коне. В подтверждение приведенных мифоролевых идентификаций индуистский аналог Перуна — Индра является хранителем Востока, его сторонник Кубера — Севера, что соответствует географическому расположению Росии по отношению к Украине; тогда как демоничекие асуры, против которых сражается громовержец, охраняют Запад и Юг, что соответствует географии Украины по отношению к России.
По символической прихоти случая фамилия нынешнего лидера Народного Руха Вячеслава Чорновола содержит корень "вол" — производное от древних божеств Волоса — Велеса, Чернобога и Ваала.
Уже после проведенной нами самостоятельно дефиниции мифологических ролей, с которыми идентифицируются в грозовом мифе отношения двух славянских государств (в данном случае России и Украины) нам пришлось столкнуться с концепцией одного из представителей так называемой школы "Индо-европа" в украинистике. Он недвусмыслено утверждает, что Украина — это родина змеевасуров, павших ангелов, некогда бывших светлыми и могущественными, а затем предавшихся зависти и гордыне, за что были свергнуты с неба громовержцем Индрой (Атхарваведа). Асуры — по другой транскрипции ахуры. Оказывается, этимология топонима Украина происходит вовсе не от привычного для нашего слуха слова "окраина", она выводится как санскритское "краина ахуров" — Ахура-яна (по аналогии — Согдиана) — Окураяна (к/х — вза-имопереходны по созвучию) Окраяна — Украина.
Вершиной свободного полета мысли и воображения поэтически на-строеных этнологов следует признать запуск в знаковое пространство нашей национальной культуры нового этнонима "укры" (наверное, по аналогии с уграми-венграми), поразившего слух недообразованного современника только теперь, нигде ранее не встречавшегося в письменных памятниках и долженствующего означать украинцев. Обретение нового имени нации призвано согласовываться с мифологемой нового рождения, завершением периода испытаний и утверждением в новом, самоопределившемся статусе.
Далее, не останавливается на достигнутом цитируемый автор, предводитель асуров — Варуна в переводе с санскрита сближается со словом "вакра" —"кривой", что тоже увязывается с другой этимологической версией: "Украина — Вкраина". 5 ведических племен, мигрировавших в III — II тыс. до Р.Х. из Северного Причерноморья в Индию, по его мнению — асурские. В подтверждение приводится распространенноть корня "криво" в топонимах и гидронимах Украины (город Кривой Рог, р. Кривая вода и мн.др.), а также украинских фамилиях. Миф о поединке Инд-ры и дэвов с демонами-асурами отразился, считает ученый, в историческом якобы противостоянии славянских племен — праукраинских полян и восточных племен, вошедших позднее в русский этнос. Согласно индийскому мифу асуры украли у Индры коров и спрятали за рекою Раса, в современной интерпретации — Росью. Столица асуров Трипура отождествляется с Трипольем, украиской Троей. Мать асуров — Дана, женское индоевропейское божество, связанное с водой, имя которой воплотилось в названиях рек — Дон, Днепр, Дунай, Днестр, Десна, Инд.
Скифские мифы, рассматриваемые как ветвь украинских, повествуют о происхождении скифов от змееногой богини.
Таким образом, не вызывает сомнений что в культивировании грозового мифа образ воинственного Перуна проецируется на Россию, а синкретический образ Змея-Земли (Белеса) — на Украину Данные мифологические коллизии прослеживаются в нагнетании средствами масс-медиа тревоги, "угрозы Москвы"; противник времен холодной войны с подачи западных "радиоголосов" переносится на Восток, извлекается старый клич "русские идут", провозглашается лозунг "Украина — для украинцев".
Массовые сталинские репрессии очень точно монтируются в грозовой миф как ритуальные человеческие жертвоприношения богу большевистского государства — Перуну Но человеческой природе свойственно проецировать на других то, чем сами нередко одержимы, в конкретном случае — дух милитаризма. В публицистических брошюрах русофобского национал-шовинистического толка печатаются призывы к вооружению, обосновывается неизбежность и оправданность войны. Утверждается, что Германия и Россия воевали в годы Второй мировой войны за обладание Украиной, и Россия в конце концов оккупировала Украину Под сурдинку откуда-то запущена детская компьютерная игра "Морской бой между Российским и Украинским Черноморскими флотами". Ведется кампания по реабилитации и уравниванию в правах с ветеранами войны сподвижников Степана Бандеры, воевавших против стран антигитлеровской коалиции.
Кампания по переименованию улиц в Западной Украине, в частности во Львове, уже перешагнула рамки реставрации исторических названий. Улица им. Лермонтова заменена на улицу генерала Дудаева, ул. Пушкина — на ул. генерала Чупрынки, командира диверсионного батальона "Нахтигаль" дивизии СС "Галичина", известного карательными акциями против мирных жителей в Белоруссии.
В мифе победа Перуна над Змеем-Велесом завершается дождем, приносящем плодородие, освобождением захваченных животных и Пе-руновой жены. Но наступление этого благодатного момента очевидно должно предваряться метеомагическими, водоносными ритуалами "переруга" между двумя сторонами. Предмет распрей — Морена-Нептун с трезубцем, Перунова дружина — Черноморский флот, или она же под другим именем — Додола, нижняя на карте земля (уж не Таврия ли — Крым?). Попутно заметим, что в украинском языке слово дружина означает и войско и супругу
Культивируемый в Украине миф конфронтирует, по-видимому, не с одним славянским громовержцем. Родина Зевса —Древняя Греция — тоже вызывает плохо скрываемое раздражение в связи с разделом духовного наследства. Одна из сюжетных линий в украиноязычной литературе по культурологии, хотя и слабее намеченная, провозглашает:
эллинизм на самом деле — украинское, точнее праукраинское явление культуры, незаконно узурпированное греками. Древняя Троя находилась на древней украинской, т.е. арийской земле, откуда родом виновница троянской войны прекрасная скифянка Елена. Все достижения греческой культуры имели здесь прецедент в эпоху арийского расцвета. С падением Трои начались украинские беды. Похищение греками скифянки Елены—это метафора, символизирующая похищение эллинской культуры из Аркадии — нынешней Украины, город Одесса. Библиотека, сожженная в древней Александрии, была варварски вывезена из Крыма и в силу того, что была написана на непонятном скифском языке, так и осталась непонятой современниками. Евангелие по автору следует читать — Ивангелие, от имени Иван. Подобные утверждения в современных публикациях по истории и этнографии края не обременены ссылками на какой-либо фактологический материал, а ограничиваются просто патетической констатацией.
Создается впечатление, что привитая сталинизмом мифологема старший брат/младший брат гиперкомпенсируется в современном украинском мифе поиском старшинства этногенетического. Согласно ряду других этнографов этимология реки Южный Буг, в бассейне которой обнаружены древние сарматские захоронения, происходит от слова "Бог", что означает божественность проживавшего здесь народа. Прародина не только индоевропейцев, но даже египетской цивилизации и всех землян находится на Украине. Именно здесь находилась арена событий, описанных Гомером в "Одиссее" и "Илиаде" Изданы монографии (например, "Атлантида-Украина"), в которых со всей серьезностью утверждается, что украинцы — это потомки атлантов, а желто-голубые цвета государственного флага — это цвета священных одежд царей в легендарной Атлантиде. Большая приближенность украинского языка кдрев-неславянскому также становится почвой для околонаучных спекуляций. Лингвисты мифологического направления утверждают, что украинский язык старше не только славянского, но и санскрита.
В приведенных фрагментах околоэтнографической и космогонической мифологии в науке усматривается уже не только архетип великой матери-Земли, которая "всех кормит" и с которой отождествляется этнос, не только архетип народа — культурного героя, зачинателя всех сакральных деяний, но и архетип демиурга — божественного первопредка.
При всем этом следует отметить антигосударственный, антиимперский дух хтонического мифа. Со змеем-Велесом в индуизме корреспондирует бог Шива, друг змеев-нагов, от взгляда которого распадаются державы. Сравним это с выкладками апологетов украинского национал-шовинизма, в частности одного из лидеров УПА в годы Второй мировой войны, о которых уже достаточно красноречиво свидетельствуют названия его книг: "Раздел России", "Сибирская самостоятельность", "Дальневосточный край".
В этой связи в высшей степени знаковой является ситуация подписания Беловежского договора о разделе СССР.
Время года — осень, и время суток— ночь (как теперь это уже известно) — соответствуют календарно-мифологическим периодам торжества тьмы, персонифицированной в змее-драконе, над силами света.
Год 1991 —читается зеркально одинаково в двух направлениях; зеркало — демонический символ.
Место действа — 1) лес — дикая природа, хаос, противостоящее в архаической символике божественному порядку и культуре;
2) крайняя западная граница государства — обладает абсолютной демонической семантикой;
3) триада президентов-подписантов — с учетом вышеуказанного контекста демоническая"троица"
Обстоятельства — пир в обстановке герметизма и секретности, "тайный сговор трех против одного".
Персонификация хтонического духа Украины — змей-Велес прячется от Перуна, согласно сюжету грозового мифа, в дупле дуба, в нынешней политической ситуации — на Западе, под сенью Европейского союза и НАТО. Ибо тактика ее государственных лидеров "невступления, но сближения и сотрудничества" больше всего напоминает поведение укрыва-ния. Знаменательно, что дуб был священным деревом и объектом поклонения не только у славян, но и в традициях кельтов, предшественников англоязычной культуры Старого и Нового Света.
Мифологизм заключен и в том, что любая страна-претендентка из СНГ на сколь-нибудь значимую роль и союзничество в международном мире оказывается так или иначе в ситуации числового комплекса "7+1" — в отношении со странами Большой Семерки. Архетипические варианты данного нумерологического комплекса — "один сильный + 7 слабых" (архетип громовержца-победителя семи змей), но чаще "7 сильных + 1 слабый" Примеры: белоснежка и 7 гномов, сестрица и 7 братьев-богатырей (архетип девушки мужского дома — евфемизм, подразумевающий общую жену), русская сказка о 7 хвостатых волках и одном бесхвостом, а также пословицы: "семеро одного не ждут", "7 раз отмерь, один раз отрежь" (восьмой — в славянском бессознательном отрезанный ломоть), "у 7 нянек дитя не кормлено" (или другой вариант —"без глазу").
Интересно сопоставить с украинским языческим мифом знаковую систему злополучной деятельности новоявленной в Украине тоталитарной секты "Белое братство" Сравнительный анализ показывает, что внедрение этой секты и массовые акции зомбирования именно в этнической популяции Украины обусловлены их комплементарностью аутохтон-ному мифу. Лидеры секты — женщина украинка Мария Цвигун, провозглашенная как инкарнация бога Мария-Деви-Христос и мужчина с русской фамилией Кривоногов. Фамилия с корнем "криво", как уже указывалось выше, — в вольном переводе современных языковедов с санскрита ассоциируется со змеевидными демонами — индийским Вару-ной и славянским Белесом.
Троичное имя Мария-Деви-Христос, содержащее в себе женское имя, мужское имя и одно имя неопределенного рода моделирует андрогин-ный триипостасный образ древнего синкретического божества основного индоевропейского мифа (тримурти) — Земля (женское)-Змей (андро-гинное)-Грозный небесный владыка (мужское).
Аналогичным путем конструируется сегодня (цитирую) "абсолютно новая космологическая теория человека", в основе которой лежит реминисценция мифа об изначальной человеческой андрогинности... по образу и подобию божиему (Брахман, Пракрита, Дао). И вновь мы сталкиваемся здесь с подменой христианской троицы Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух на языческую троицу одного мужского, одного женского и одного андрогинного начала. Автор этой концепции, изложенной в научном журнале, утверждает: сексуальнодифференцированный человек не может являться адекватным. Это отклонение от Первообраза. Будущее состояние человека — это возрождение в обновленном качестве первобытного образа интерсексуала...бесполого надиндивидуального трии-постасного существа. Он призывает ООН признать современных андро-гинов (гомосексуалов, би- и транссексуалов) третьим закономерным измерением телесности человека. И, как нам довелось воочию увидеть, среди миссионеров секты "Белое братство" было немало юношей —ярких гинекоморфов и транссексуалов. Жертвами их психического воздействия стали преимущественно дети и подростки, то есть лица, в половом отношении еще окончательно недифференцированные. Тем самым соблюдение принципа человеческой андрогинности в земных носителях мифа о "божественном" Андрогине, как лидерах так и жертвах, очевидно.
Предсказание лидерами секты конца света в ноябре согласовывается с календарным мифом об умирании земной природы.
Развиваемые сегодня концепции об арийских корнях украинцев, их родоначалии в этногенезе индийском, возможно, и послужили тем фоном, который способствовал облегченному восприятию идеи реинкар-нации Христа в лице "мессианки". Воплощение Марии-Деви-Христос в женщине-украинке отвечает актуализировавшемуся ныне архетипу Украины как великой Матери-Земли. Второе имя "мессии" —"Деви" и само название "Белое братство" перекликаются с индуизмом, буддизмом, названием индуистских помощников Индры —дэвы, легендарной Шам-балой.
Попытки привить миф о Марии-Деви-Христос на украинской почве были в какой-то мере подготовлены и потребностью определенных заинтересованных сил в вынужденном эклектичном соединении традиционных христианских понятий с языческими представлениями, имманентными политическим запросам дня.
Таково обрисованное лишь в самых общих чертах видение мифологической ситуации конца XX века в этноноосфере Украины. Специфика и поляризованность двух альтернативных моделей украинской культуры обусловлены особым геополитическим положением Украины, тем, что именно по ней проходит водораздел между западноевропейской и российской полиэтническими системами (здесь водораздел следует понимать даже не метафорически, а почти буквально, как биосферно-историческую линию вдоль русла Днепра). Зоны же соприкосновения различных суперэтнических систем всегда благоприятствовали зарождению новых этносов и поиску ими своего оригинального места в межэтническом пространстве. Так, сегодня западноукраинский этнос уже не отождествляется с восточноукраинским ни на Востоке, ни на Западе.
Если обратиться все к тем же мифам, громовержец, у которого правый глаз символизирует дневное светило и с которым ассоциируется Россия, рассекает Месяц пополам за измену Солнцу. Солнце ассоциируется с Востоком, Месяц — с Западом. В этом контексте уже сейчас можно видеть на примере Белоруссии внутриэтнический раскол по вопросу предпочтительной стратегии государственных отношений с великим восточным соседом.
Не исключено, что общность восточнославянских архетипов может привести в дальнейшем к развитию в бывших славянских республиках сходного социальнополитического сценария, с поправкой, разумеется, на местные этномифологические особенности.
Что же касается мифа о великой Матери-Земле, то он, как и все мифы вообще, сам по себе ни плох и ни хорош. Миф — лишь форма, по которой отливается то или иное содержание; он, как звезды, склоняет, но не обязывает. Задумаемся, почему в известном изречении первый на Руси христианский город Киев, несмотря на мужской род своего имени, назван Матерью (не отцом!) городов русских?