П. ФУКС

ГРАММАТИКА ДЛЯ П. ФУКСА


С тремясь расширить зарубежную подписку на журнал, редакция решила немного подучить иностранного читателя русскому языку. Из всех возможных пособий наибольшее впечатление на нас произвела новонайденная грамматика, составленная в середине минувшего века неким П. Фуксом. По нашему мнению, учебник П.Фукса принадлежит к разряду тех, казалось бы, сугубо дидактических сочинений, которые, наряду с поучениями Птохотепа, "Домостроем" Ксенофонта" и таблицами Брадиса, могут рассматриваться в качестве литературно-беллетристического, этнографического и даже эзотерического источника.. Мы публикуем выборку из упражнений для перевода, в оригинале названных задачами. Вдохновленная П.Фуксом, редакция предлагает в конце задачу собственного изобретения на употребление одного из важнейших в русском языке слов "отнюдь".

Задача 13.

Кто голоденъ? — Юноша голоденъ. — Брат моего сапожника голоденъ. — Баран чувствуетъ жажду. — Баран ли у васъ или овца? — У меня баранъ и овца. — Какой зонтик у васъ? — У меня нетъ зонтика, у меня пробочникъ. — Какой корабль у англичанина? — У него корабль француза. — У него ли корабль русскаго? Нетъ, у него его нетъ. — У него ли молотокъ датчанина? — Нетъ, у него нетъ молотка датчанина. — У васъ ли сухарь нашего брата? — Нетъ, у меня свой.

Задача 14.

Деревянная ли или оловянная лошадь у живописца? — У него нетъ ни оловянной ни деревянной, у него золотая.

Задача 19.

Какой оселъ у этого человека? — У него оселъ его двоюродного брата. — Что у башмачника? — У него хорошій башмакъ. — Голодна ли ваша лошадь? — Она не голодна, но ей хочется пить. — Любите ли свою лошадь? — Да, я ее люблю, но я не люблю лошади русскаго.

Задача 20.

Что имеютъ эти солдаты? — У нихъ большіе железные молотки.

Задача 21.

Ищешь ли ты своихъ ословъ? — Да, я ихъ ищу. — Что у французовъ? — У нихъ новые платки. — Кого любит учитель? — Онъ любитъ хорошихъ мальчиковъ.

Задача 22.

Красивыя ли шляпы французовъ или некрасивыя шляпы немцевъ у вашего брата? — У него нетъ ни техъ, ни другихъ. — Что у него? — У него большіе ослы испанцевъ. — Какіе корабли у англичанъ? — У нихъ большіе корабли голландцев. — Эти корабли у меня или те? — У вас нетъ ни техъ, ни другихъ, у вас замки богатого купца. — Какіе молотки у васъ? — У меня те молотки, которыхъ у васъ нетъ.

Задача 25.

Видит ли матросъ корабли? — Онъ ничего не видитъ.

Задача 31.

Сколько большихъ птицъ видите вы? — Я ихъ вижу сто тринадцать. — Большіе ли глаза у вашего друга? — У него большіе глаза и маленькіе ноги.

Задача 36.

Есть ли у вас несколько ножей? — У меня ихъ есть несколько. — Голоденъ ли вашъ прекрасный соседъ? — Да, онъ голоденъ и чувствуетъ жажду. — Кого вы ищите? — Я ищу своего лениваго слугу. — Много ли у васъ уксусу? — У меня его немного. — У кого его много? — Его много у русскихъ. — Деревянная ли у вас нога? — У меня нетъ деревянной ноги, но у меня доброе сердце. — Сколько рукъ у этого солдата? — У него две руки, но одна у него деревянная. — Какая голова у этого мальчика? — У него хорошая голова.

Задача 37.

Какая часть этой книги у васъ? — У меня шестая часть. — Сколько ногтей у каждого пальца? — У каждаго пальца одинъ ноготь. — Какой день у насъ сегодня? — У нас сегодня четвертокъ.

Задача 53.

Довольно ли пирога у дитяти? — У него довольно. — Довольно ли соколовъ у князя? — Нетъ, у него ихъ мало. — Куда идете вы? — Я иду туда. — Где вашъ братъ? — Онъ тамъ. — Хочет ли русский разбить эти стекла? — Да, ему всегда пить хочется.

Задача 59.

Кого любите вы более, французовъ или англичанъ? — Я ни техъ ни другихъ не люблю, я люблю немцевъ.

Задача 61.

Должны ли мы отвечать на длинные письма купцовъ? — Нетъ, вы на нихъ отвечать не должны.

Задача 67.

Можете ли вы сделать дыру въ столе? — Я могу сделать дыру.

Задача 68.

Что должны мы делать? — Вы должны итти въ лесъ рубить дрова. — Что долженъ делать англичанинъ? — Онъ долженъ говорить по-немецки. — Должен ли испанецъ делать что нибудь? — Онъ долженъ работать у себя дома.

Задача 78.

Где вашъ отецъ? — Онъ дома. — Не выходить ли онъ? — Онъ не можетъ вытти, у него болятъ зубы. — Болятъ ли зубы также у тебя? — Нетъ, у меня зубы не болятъ, но болитъ спина. — Какое число завтра? — Завтра двадцать пятое іюня. — Какіе у васъ зубы? — У меня хорошіе зубы. — Что съ англичаниномъ? — У него болитъ глазъ. — Болитъ ли у меня также глазъ? — У вас не болитъ глазъ, у васъ болитъ колено. — Ищите ли вы кого нибудь? — Я никого не ищу. — У кого болитъ горло? — Ни у кого горло не болитъ. — Болятъ ли у кого нибудь глаза? — Глаза болятъ у русскихъ. — Кого видишь ты? — Я вижу своего двоюроднаго брата. — Видитъ ли онъ также тебя? — Нетъ, онъ меня не видитъ. — Сшилъ ли сапожникъ вамъ сапоги? — Онъ не могъ ихъ сшить, у него болитъ локоть. — Что ищутъ англичане? — Они ищутъ свои корабли. — Находятъ ли они ихъ? — Нетъ, они ихъ не находятъ.

Задача 80.

Зачемъ вы выходите вместо того, чтобъ оставаться дома? — Мне нужно итти къ своему старому учителю. — Что делаетъ вашъ учитель? — Онъ каждый день учится. — Куда ведетъ мясникъ эту маленькую овцу? — Онъ ведетъ ее на рынокъ. — Покупаетъ ли онъ ее? — Нет, он ее продает.

Задача 82.

Голубые ли глаза у дворянина? — Нетъ, у него черные глаза и маленький ротъ. — Хороша ли у тебя память? — У меня дурная память. — Что делаешь ты вместо того, чтобъ играть? — Я читаю. — Учишься ли ты вместо того, чтобъ писать? — Нетъ, я пишу вместо того, чтоб учиться. — Что делаетъ сынъ вашего соседа? — Онъ идетъ въ садъ вместо того, чтобъ итти въ поле.

Задача 83.

Хотите ли вы меня слушать? — Я хочу, но не могу, у меня болятъ уши. — Въ которомъ часу приходитъ къ вамъ вашъ врачъ? — Онъ приходитъ ко мне въ пять часовъ пополудни. — Что делаетъ вашъ поваръ? — Онъ идетъ на рынокъ, ему надобно купить две курицы и три зайца.

Задача 92.

Которое изъ этихъ двухъ детей умнее? — То, которое старше.

Задача 106.

Такъ ли гориста Франція, как Швейцарія? — Нетъ, Швейцарія гористее Франціи, но много менее. — Какая страна въ Европе всехъ гористее? — Всех гористее Швейцарія. — Куда хочешь ты итти? — Въ лесъ и на поле. — Зачемъ не въ садъ? — Лесъ ближе.

Задача 112.

Что сделалъ этотъ нищий? — Онъ былъ слишкомъ добръ ко всемъ.

Задача 116.

Далеко ли вы путешествовали? — Да, я путешествовалъ очень далеко. — До которыхъ местъ путешествовали вы? — Я путешествовалъ до Персіи. — Были ли вы в Турціи? — Да, я былъ тамъ. — Что видели вы тамъ? — Я тамъ виделъ много новаго. — Что видели вы тамъ новаго? Я виделъ, что Персіяне себе бороду и ногти красятъ в красную краску. — Все ли свои книги разорвалъ этотъ маленькій мальчикъ? — Да, онъ ихъ все разорвалъ. — Видите ли вы мой сундукъ? — Нетъ, я вашего сундука не виделъ. — Кто его виделъ? — Никто его не виделъ.

Задача 117.

Какіе прекрасные каштановые волосы у этого господина! — у него не каштановые, а рыжіе волосы, но онъ ихъ выкрасилъ. — Кто этотъ мужчина? — Онъ красильщикъ.

Задача 123.

Зачемъ бьете вы свою собаку? — Я ее бью потому, что она непослушна. — О комъ говорите вы? — Я говорю о вашемъ князе. — Что онъ вамъ сделалъ? — Онъ всегда былъ моимъ благодетелемъ.

Задача 127.

Какая погода была вчера вечеромъ? — Вчера вечеромъ была очень дурная погода. — А теперь какая погода? — Теперь очень хорошая погода. — Была ли погода хороша третьего дня? — Нетъ, третьего дня погода была очень дурна. — Когда были вы у своего дяди? — Я былъ у него в прошлый вторникъ.

Задача 133.

Когда я былъ въ Париже, я ежедневно посещалъ театръ. — Были ли вы тамъ долго? — Я былъ тамъ более пяти месяцевъ.

Задача 134.

Чемъ питаются эти бедные люди, которые живутъ на берегу моря? — Они питаются рыбною ловлею. — Велика ли добыча ихъ рыбной ловли? Нетъ, она не велика и они съ трудомъ добываютъ себе пропитание. — Печальный промыселъ рыбака, онъ долженъ ежедневно бороться съ моремъ и ветрами и иметь потомъ едва кусокъ черстваго хлеба.

Задача 140.

Кто этотъ веселый человекъ? — Это капитанъ того большого корабля, котораго вы видели сегодня в гавани. — Разсказывали намедни, что волки съели капуцинскаго монаха. — "Бедныя животныя," сказалъ одинъ шутникъ, — "они вероятно были очень голодны."

Задача 143.

Какіе это люди, которые только что прибыли съ паровозомъ? — Они философы. — Изъ какой они страны? — Они англичане.

Задача 151.

Когда хотите вы послать письма на почту? — Какіе письма? — Те, которые вы писали вчера и сегодня. — Это были не письма, но журнальныя статьи. — Кому хотите вы ихъ послать? — Я хочу ихъ послать моему другу В., который издаетъ тотъ хорошій журналъ, который вы любите читать.

Задача 158.

Скупой, который гордился что былъ бережливъ, услышалъ что одинъ изъ его соседей былъ еще бережливее его. Онъ захотелъ убедиться въ томъ и пошелъ къ нему однажды вечеромъ. — "Любезный соседъ," — сказалъ онъ входя, — "я слышалъ что нетъ никого бережливее васъ, и такъ какъ и я горжусь быть бережливымъ, то я пришелъ взять у васъ урокъ." — "Если это причина, которая васъ приводитъ ко мне," — отвечал соседъ, — "то я прошу васъ сесть и мы будемъ говорить о бережливости." — Въ самое время онъ погасилъ свою лампу и сказалъ: "Намъ не нужна свеча, чтобъ говорить; безъ свечи мы будемъ менее разсеянны." — "Ахъ! этого урока мне довольно", — воскликнулъ другой, — "я вижу что противъ васъ я только школьникъ!" — И онъ ушелъ ощупью.

Задача 160.

Что делаете вы весь день въ саду? — я въ немъ гуляю. — Что васъ влечетъ туда? Меня влечетъ туда прелестное пенье соловьевъ. — Любите ли вы пенье соловьевъ? — я сознаюсь, что мелодическе звуки этихъ маленькихіъ птицъ имеютъ на мое сердце более власти, нежели самые нежные слова моихъ самыхъ любимыхъ друзей.

Задача 165.

Какіе это люди, съ которыми вы только что говорили? — Это американцы, которые прибыли сюда, чтобъ выстроить стеариновый заводъ. — Купили ли они уже место, чтобъ выстроить на немъ заводъ? — Они еще не купили, но вероятно купятъ место моего дяди. — Кто стучится въ двери? — Это я. — Кто вы? — Разве вы не узнаете моего голоса? — Я вашъ другъ Павелъ. — Ахъ! любезный Павелъ, войдите; извините, что я не узналъ вашего голоса. — Какъ могли вы его узнать? — Я нарочно изменилъ свой голосъ.

Задача 169.

Зачемъ вашъ дядя сердитъ на васъ? — Онъ сердитъ на меня, потому что я давно не былъ у него — Зачемъ не были вы у него? — Я не люблю ходить къ нему; вместо того, чтобъ делать мне ласковое лицо, онъ мне делаетъ сердитое. — Не должно думать, что онъ сердитъ на васъ; обо онъ не такъ золъ, какъ онъ кажется. — Онъ добрейшій человекъ въ міре, но должно его знать, чтобъ уважать его.

Задача 170.

Не хотите ли вы позавтракать со мною? — С величайшимъ удовольствіемъ, что у васъ есть? — Я очень голоденъ, у меня волчій голодъ. Любите ли вы плоды? — Я думаю, что въ эту минуту я бы могъ есть камни. — Мужикъ, который прибылъ изъ страны где нетъ ословъ, воскликнулъ, увидя перваго осла: "Ахъ, какіе большіе зайцы здесь!"

Задача 173.

Отчего думаете вы это? — Потому, что онъ часто смеется, не имея причины къ смеху. — Поверьте, что это у него не глупость, но врожденная веселость характера.

Задача 176.

Хорошо ли вы спали, сударыня? — Нетъ, не слишкомъ хорошо. — И что тому причина? — Меня беспокоилъ удушливый жаръ, который царствовалъ въ моей спальной. — Вы правы, сударыня, прошлую ночь мы имели тяжелую погоду, которая предвещала бурю. — Ахъ! какой прекрасный цветокъ! — Я хочу сорвать его. — Не срывайте его, сударыня! — Онъ бы сделался немымъ. — Теперь онъ поетъ каждое утро и каждый вечеръ своимъ запахомъ природы.

Задача журнала "Комментарии"

Полагаю, ваш любезный дядя подписывает себе добрый журнал "Комментарии"?

— Отнюдь, мой добрый дядя подписывает себе любезный журнал "Плейбой".

— Следует ли из того, что ваш любезный дядя достаточно разумеет английский язык?

— Отнюдь, он отыскивает себе удовольствие, лицезрея в нем маленькие и большие картинки.

— Означает ли то, что вы печально не имеете одной любезной тети?

— Отнюдь, я обладаю любезную тетю много больше, чем одна.

— Не есть ли в подобном случае, что ваш любезный дядя философ?

— Отнюдь, поскольку, чем прибывать с паровозом, он любит гулять своими двумя ногами.

— Не гуляет ли ваш добрый дядя от вашей любезной тети?

— Отнюдь, мой любезный дядя любит гулять от хорошей погоды.

— Позволительно ли сказать, что когда везде отстутствие хорошей погоды, ваш добрый дядя проявляет неизменную наклонность упражнять свои две ноги?

— Отнюдь, когда погода повсюду бывает дурна, мой добрый дядя любит трудить обратную им часть своего тела.

— Не влечет ли труждение вашего любезного дяди злоречья в вашем добром городке?

— Отнюдь, частью тела, обратной ногам, я разумею присущую ему сметливую голову.

— Не выходит ли из того, что ваш добрый дядя обладает смыслом подписать себе любезный журнал "Комментарии"?

— Отнюдь.

Вступление и публикация Вадима Гущина