ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОДА *
С классических времен до наших дней интеллектуальная мода располагает своими собственными институтами: Дворами, Салонами, газетами, журналами, средствами массовой информации. Однако это - не средства распространения идей или произведений. Слова или (риторические) обороты, резюмирующие, кристаллизирующие, а самое главное, символизирующие эти идеи и произведения, начинают с высокой частотой циркулировать в исключительном оживлении. Это пароли. Для прохода куда? Они нагружены символической значимостью: обменивающееся ими общество по ним и распознается - не по тому, что они обозначают, а по их бумажному достоинству, по их силе и способности различать.
Со времен герцогских и королевских дворов до периода журналов, манифестов, авангардных институтов, между Ренессансом и современностью, эта бумажная стоимость модных слов претерпела определенные изменения. Предоставляемый ими кредит обеспечивает не только власть идеологическую или политическую, но и власть меркантильную. Издатели, кинопродюссеры, телережиссеры, редакторы газет, другими словами, "авторы" этих идей, зарабатывают деньги на модных словах. Меркантильный обмен пронизывает то, что называется культурой, и навязывает свое правило оптимального различения. Разница в способах мыслить (говорить) учитывается, взвешивается подобно разнице в способах одеваться, способах производить, подобно разнице между валютами. Различие в стоимости, которое вытекает из этой разницы, заключается в выигрыше времени. Нужно продвигаться быстрее других, быть первым по обеспечению словами (одеждой, деньгами), что позволит принимающему их обществу в течение определенного времени дифференцироватьтся. Насытим желание различаться и, тем самым, разрушим это различие. Жизнь паролей эфемерна.
Интеллектуальная мода предполагает желание не походить в своих мыслях на других. Общей культуры, если таковая вообще возможна, не достаточно. Она подразделяется на субкультуры, которые фокусируются в течениях, группах идей, сектах, деревнях. Жизнеспособность муниципий в Италии в высшей степени походит на эти соперничества. Не опоздать. Можно умереть за слово, сказанное раньше других, и в этом крайний дендизм. Пелопонесская война разразилась, возможно, из-за моды: умирали за славу имени города и его эпонимов. Мода делает так, что понятия, обозначающие идеи (знак, структура, прагматика) стоят столько же, сколько имена собственные. - Однако, это соперничество имеет место лишь в недрах общей культуры, где валоризуется различие. Согласимся, что это расхождение, если это не раздор, желаемо. Существует согласие по поводу интереса к разногласию. Каждая деревня состоит из одного и того же типа людей, "интеллектуального класса".
Противопоставление современного классическому не является хронологическим. Классика - не древность. Современность - это образ времени, подобный манере разговаривать за столом, подобный образу мыслей вообще. Она не заключается исключительно в особенном внимании к будущему. Футурология традиционна, и в то же время существует традиция понимаемого как нововведения. Современное есть чувствительность к событию как таковому, неподготовленному, неминуемому, неотложному, обезоруживющему и знание, и сознание. Событие является абсолютным перформативом: оно прибывает. Мода утверждена желанием быть событием.
Как только событие прибывает, оно перестает быть таковым, оно становится информацией, которая циркулирует и утрачивает свою дестабилизирующую силу. Детективный роман делает преступление парадигмой события, сюрпризом времени.
Мода сродни эстетике. Эстетика развивается в середине XIX века, когда приходит в упадок поэтика. Ценность произведения устанавливается не в зависимости от соблюдения правил жанра отправителем (автором, художником, мыслителем), а в ходе оценки его получателями ("публикой"). Вкус перестает быть общей чувствительностью, закрепленной правилами. Общность вкуса необходима только, в качестве некоего горизонта универсальности. Когда говорят: "Это прекрасно", то подразумевают, что весь мир должен находить это произведение прекрасным, правдивым и так далее. Мода на темы для размышления, в наименьшей мере на теории, означает, что даже те произведения, в основе которых лежит правдивость и которые в общем аргументированы, проходят этап влияния режима чувств и распределения, не терпящего какого-либо обсуждения. Но это уже должно остаться уделом меньшинства, элиты.
Такая потребность в меньшинстве присуща современности. Современность заключается в работе на границах того, что считается опытом, как и искусстве, так и в науке, технике и политике. Для современного художника живопись - это игра на полотне, которое он пишет. Вероятно, философия, как минимум в качестве критики, всегда была современна. Эта работа по испытанию границ называется также авангардом. Мода нынешнего времени часто украшает себя именем авангард. Но не всегда заслуженно. Иногда право носить это имя достигается потрясением, которое является результатом критической работы мысли. Вероятно, придется еще долго ждать, пока это поймут.
Май, 1983.
Перевод с французского Олеси Туркиной
____________________
* J.-F. Lyotard. Mode intellecluelle, из книги: Tombeau de I'intellectuel et autres papiers. © Galilee.1984.